Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников

26.05.2017

Особенности развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Зотова И.В.1, Фирюлина О.Г.2 Email: Zotova17100@scientifictext.ru
Зотова И.В., Фирюлина О.Г. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ / Zotova I.V., Firyulina O.G. THE FEATURES OF DEVELOPMENT OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRESCHOOL CHILDREN
1Зотова Ирина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент;
2Фирюлина Ольга Геннадьевна – студент,
кафедра дошкольного образования и педагогики,
Крымский инженерно–педагогический университет,
г. Симферополь
Аннотация: в данной статье проанализирована проблематика развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников. Рассматриваются современные подходы к разработке стандартов образовательной деятельности, основных тенденций ее организации, результатом которых является формирование компетентностей дошкольников. Внимание уделяется значению социально-коммуникативной компетентности в развитии детей разных возрастов, в различные периоды их становления, с целью определения основных принципов и направлений ее развития, необходимых для полноценного формирования личности ребенка.
Ключевые слова: дошкольники, социально-коммуникативная компетентность, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, возрастные периоды становления личности ребенка.
THE FEATURES OF DEVELOPMENT OF SOCIAL
AND COMMUNICATIVE COMPETENCE
IN PRESCHOOL CHILDREN
Zotova I.V.1, Firyulina O.G.2
1Zotova Irina Vasilеvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor;
2Firyulina Olga Gennadievna – Student,
THE DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY,
CRIMEAN ENGINEERING- PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
SIMFEROPOL
Abstract: in this article, the problems of the development of social and communicative competence in preschool children are analyzed. Modern approaches to the development of standards of educational activity, the basic tendencies of its organization, which result is the formation of competences of preschool children, are considered. Attention is paid to the importance of social and communicative competence in the development of children of different ages, at different periods of their formation, in order to determine the basic principles and directions of its development necessary for the full formation of the child's personality.
Keywords: preschool children, social-communicative competence, federal state educational standard of preschool education, age periods of the child's personality formation.
УДК 372.32
На сегодняшний день Россия претерпевает значительные реформы в социально-экономической сфере, в том числе в сфере образования. Необходимость таких изменений повлекло вступление России в эпоху глобализации информационных технологий. 78
Социально-экономические преобразования сделали первоочередной проблемой развитие образовательных систем. Анализ причин и поиск путей решения ее привели к формированию новой образовательной модели, ориентированной на личность.
В связи с необходимостью реагирования на такие изменения и адаптации к условиям современной жизни государство разработало ряд стандартов и программ, предназначенных для урегулирования образовательной деятельности.
Одним из источников регулирования стал федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию [3].
В соответствии с вышеуказанным стандартом образовательная деятельность должна быть основана на следующих принципах:
 полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения детского развития;
 индивидуализации дошкольного образования;
 содействия и сотрудничества детей и взрослых;
 поддержки инициативности детей в процессе жизнедеятельности;
 приобщения детей к общепризнанным нормам, традициям семьи, народа и государства;
 формирования интереса у ребенка к познавательной деятельности;
 учета этнокультурной обстановки развития детей [3].

Стандартом установлены требования к образовательной программе дошкольного образования, направленностью которых является обеспечение полноценного развития ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В целях обеспечения такого развития определены основные его направления:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие [3].

При успешном развитии ребенка по всем вышеуказанным направлениям, должны сформироваться основные компетентности ребенка.
Компетентность — результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия [1; с. 96].
Компетентности формируются под влиянием нескольких составляющих, это не только обучение в детском саду, но и общение в кругу близких, сверстников, отношения в окружающем обществе. Исходя из этого, воплощение компетентностного подхода находится в зависимости от сложившейся социально-эмоциональной обстановки, обстановки, в которой происходит становление ребенка.
Компетентностно-ориентированный подход в образовании в настоящее время является приоритетным направлением образовательной политики [5, с. 47].
Особый интерес для нас представляет изучение именно социально-коммуникативного развития ребенка (социально-коммуникативной компетентности), чему и будет посвящено дальнейшее содержание статьи.
Формирование социально-коммуникативной развитости ребенка имеет своей направленностью принятие и освоение норм и ценностей, свойственных обществу:
 морально-нравственные ценности;
 формирование способности общения и взаимодействия ребенка с другими личностями;
79

 становление самостоятельности, устремленности и самостоятельного руководства своими действиями;
 формирование интеллекта ребенка, эмоциональной устойчивости и отзывчивости, сопереживания;
 формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
 формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В соответствии со стандартом под социально-коммуникативным развитием следует понимать усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [3].
Термин социально-коммуникативной компетентности включает в себя две составные части – социальная компетентность и коммуникативная компетентность. При этом коммуникативную компетентность следует рассматривать как одну из составляющих социальной компетенции. Рассмотрим более подробно значение данных дефиниций.
Под социальной компетентностью понимается способность соотношения собственных устремлений с кругом интересов окружающих в целом и конкретных социальных групп, продуктивного взаимодействия с окружающими, решения возникающих задач, и возможность использования определенных сил и средств для решения задач.
Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации.
Основными функциями социальной компетентности являются:
 социальная ориентация;
 адаптация;
 интеграция общесоциального и личного опыта.

Социальная компетентность имеет свою структуру, которая состоит из следующих элементов:
 коммуникативная компетентность;
 вербальная компетентность;
 социально-психологическая;
 эго-компетентность;
 оперативная компетентность.

Особое внимание, по нашему мнению, следует уделить коммуникативной компетенции.
Под последней следует понимать готовность к получению в процессе общения необходимой информации, представлению и цивилизованному отстаиванию своей точки зрения в процессе общения, при условии признания существования разнообразных мнений, а также становлению уважительного отношения к ценностям других людей. Такой подход позволяет использовать ресурс коммуникации для решения возникающих перед дошкольником проблем.
Признаком коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны 80
фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах - общечеловеческие способы выразительного поведения.
В широком смысле коммуникативную компетентность дошкольника, по нашему мнению, следует расценивать как совокупность коммуникативных навыков, позволяющих ребенку наиболее эффективно формировать отношения с окружающими его людьми, а также выполнять общепризнанные нормы и правила существования в обществе.
Социально-коммуникативная компетентность заключается в развитии определенных умений:
 умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д. ) и рассказать о нём;
 умение получать необходимую информацию в общении;
 умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
 умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
 умение спокойно отстаивать своё мнение;
 умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
 умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать, т.д.);
 умение уважительно относиться к окружающим людям;
 умение принимать и оказывать помощь;
 умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях [2].

Следует отметить, что способы развития социально-коммуникативной компетентности изменяются в зависимости от возрастных особенностей ребенка.
Выделяют три возрастных периода становления личности ребенка:
 младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
 ранний возраст (1-3 года);
 дошкольный возраст (3-8 лет).

Исходя из данной периодизации, рассмотрим особенности социально-коммуникативного развития ребенка на каждом из этапов.
Так, в младенческом возрасте следует уделять внимание непосредственному эмоциональному взаимодействию с взрослыми, манипулированию с предметами и познавательно-исследовательским действиям, восприятию музыки, детских песен и стихов, двигательной активности и тактильно-двигательным играм [3].
Для раннего возраста характерными должны быть:
 предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
 экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
 общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
 самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
 восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
 двигательная активность [3].

Для полноценного развития детей дошкольного возраста применяются
 игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
 коммуникативная активность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
 познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
 восприятие художественной литературы и фольклора;
81

 самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
 изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
 музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
 двигательная активность (овладение основными движениями).

В литературе выделяются конкретные принципы социально-коммуникативной компетентности ребенка:
 индивидуализация подходов к дошкольникам;
 учение должно основываться на собственной мотивации;
 формирование отчетливого понимания персонифицированной ответственности учащегося за результат действий;
 организация осмысленной, самостоятельной продуктивной деятельности учащегося в соответствии с его интересами и способностями;
 учебный материал должен максимально соответствовать интересам и потребностям учащихся;
 система оценивания должна быть понятна учащимся и служить средством своего самообразования [4, С. 92].

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что образовательная среда представляется основным базисом при формировании соответствующих компетентностей. Непрерывно развиваясь, претерпевая изменения, находясь в динамике, она требует определенного мониторинга, анализа и фиксации, в ходе которых появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования.
Список литературы / References
1. Богачева Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся / Г.Г. Богачева // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 92-106.
2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. 209 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) // «Российская газета». № 6241 (265), 25.11.2013.
4. Романова Е.А. Формирование социальных и личностных компетенций детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной среде / Е.А. Романова // Проблемы современного образования, 2010. № 2. С. 90-92.
5. Смолонская А.Н. Особенности развития и формирования коммуникативных компетенций у детей / А.Н. Смолонская // Сибирский педагогический журнал, 2014. № 2. С. 45-50.