Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста

30.05.2017

Развитие интеллектуально-языковых способностей детей старшего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Зотова И.В.1, Зосенко Е.А.2 Email: Zotova1799@scientifictext.ru
Зотова И.В., Зосенко Е.А. РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / Zotova I.V., Zosenko E.A. THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND LANGUAGE ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
1Зотова Ирина Васильевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель;
2Зосенко Екатерина Александровна – студент,
кафедра дошкольного образования и педагогики,
Крымский инженерно–педагогический университет,
г. Симферополь
Аннотация: в данной статье раскрываются содержание и структура интеллектуально-языковых способностей с позиций различных исследователей в области педагогики и психологии. Также широко раскрыты особенности интеллектуально-языковых способностей возрастного и индивидуального развития у детей старшего дошкольного возраста, выделены основные проблемы развития. Отдельное внимание уделено методам и приемам работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. 85
Ключевые слова: интеллектуально-языковые способности, особенности, компоненты, формирование, развитие, требования программ, методы, приемы работы.
THE DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND LANGUAGE ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
Zotova I.V.1, Zosenko E.A.2
1Zotova Irina Vasilivna – PhD in Pedagogy;
2Zosenko Ekaterina Aleksandrovna – Student,
DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY,
CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY,
SIMFEROPOL
Abstract: this article reveals the content and structure of intellectual and linguistic abilities from the positions of various researchers in the field of pedagogy and psychology. The features of the intellectual and linguistic abilities of the age and individual development in children of the senior preschool age are also widely disclosed, and the main problems of development are highlighted. Special attention is paid to methods and methods of work on developing the intellectual and linguistic abilities of children in pre-school educational institutions.
Keywords: intellectual-language abilities, features, components, formation, development, requirements, programs, methods, practices.
УДК372.32
Постановка проблемы. Интеллектуально-языковое развитие в дошкольной педагогике имеет особое значение, поскольку данное направление является основополагающим для подготовки дошкольников к школьному обучению. Интеллектуально-языковая способность выступает компонентом языковой и интеллектуальной способностей и оказывает значительное воздействие на формирование личности в целом. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание интеллектуальному и языковому развитию детей. Это нашло свое отражение в таких документах, как: Закон «Об образовании в Российской Федерации» [8], «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [7], так же широко раскрыты задачи интеллектуального и языкового развития в современных дошкольных образовательных программах. Многие программы дошкольного образования, построенные с учетом требований ФГОС ДО [7], уделяют большое внимание интеллектуальному и языковому развитию дошкольников. Данное направление отображено в рамках взаимодополнения образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие». Несмотря на разработанность данного вопроса, в современной педагогической литературе нет четкого определения методов и приемов интеллектуально-языкового развития дошкольников, которые отвечали бы требованиям современных программ дошкольного образования, и включали в себя структуру последовательного развития всех направлений интеллектуально-языкового развития, выдвинутых современными требованиями к организации дошкольного образования, что ставит перед исследователями задачу поиска эффективных методов и средств развития указанных способностей дошкольников.
Цель статьи. В данной статье раскрыты содержание и структура интеллектуально-языковых способностей, а также методы и приемы работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей в условиях ДОУ.
Изложение основного материала. Состав интеллектуально-языковой способности, по мнению Т.Б. Филичевой [9], включает в себя несколько компонентов, состоящих их фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, семантических 86
составляющих, связанных определенными правилами, позволяющими осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей.
Поскольку речь непосредственно связана с мышлением, структура интеллектуально-языковой способности в этой связи, включает в себя интеллектуальный (общий) и специальный – лингвистический (состоящий из языковой и речевой частей) – компоненты [10]. Каждый компонент интеллектуально-языковой способности состоит из определенных умений и способностей:
- интеллектуальный компонент: логическое мышление (владение логико-языковыми операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, дифференциации); образное мышление (умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы).
- языковой компонент: осмысление языковой теории (семантики языковых понятий, смысла лингвистических текстов); восприимчивость к семантике языковых единиц, к грамматическим значениям.
Центром языковой способности является «чувство языка», языковая интуиция.
Каждый компонент интеллектуально-языковой способности обладает определенной структурой, состоящей из умений и способностей, ключевыми из которых выступают, по мнению Р.Е. Левина [5]: способность адекватно воспринимать и оценивать вербально выраженное содержание и выражать в слове собственные мысли в соответствии с темой и замыслом высказывания; способность к оценочному восприятию чужих и собственных речевых произведений и корректировке плана содержания и плана выражения своего речевого произведения;- способность к вероятностному прогнозированию, к планированию своих речевых действий при восприятии и создании текста.
Формирование данных компонентов является необходимым на всех возрастных этапах дошкольного образования, однако особую актуальность приобретает данное направление работы со старшими дошкольниками, на этапе подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Таким образом, интеллектуально-языковые способности представляют собой многоуровневую организованную функциональную систему, компоненты которой позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей человека.
К старшему дошкольному возрасту, согласно Д.Б. Эльконину [10], ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения.
Интеллектуально-языковая способность детей старшего дошкольного возраста зависит от нескольких причин, к которым, по словам А.Н. Гвоздева [2], можно отнести следующие: качество и количество жизненного опыта детей, способы ознакомления с окружающими явлениями, особенности общения взрослых с детьми, наличие стимулирующих к рассуждению вопросов взрослых. Трудности формирования интеллектуально-языковой способности обусловлены структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей речевого высказывания.
Основываясь на интеллектуально-языковых особенностях детей старшего дошкольного возраста, а также учитывая требования современных программ дошкольного воспитания, организацию работы с детьми в данном направлении стоит реализовывать в следующих направлениях:
- развивать логическое мышление детей;
- развивать образное мышление;
- расширять словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- развивать восприимчивость к семантике языковых единиц, к грамматическим значениям; 87
- развивать навыки словотворчества;
- формировать умения строить связное высказывание, обогащать речь детей тропами, фигурами речи;
- формировать умения использовать в речи средства интонационной выразительности.
С этой целью можно организовать различные методы работы, к которым могут быть отнесены:
- создание необходимых условий для интеллектуально-языкового развития;
- организацию предметно-развивающего пространства, в котором должны располагаться центры речевой активности детей, а также разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий с детьми (картотеки для проведения артикуляционных гимнастик; комплексы пальчиковых игр; игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы; дидактические игры, художественная литература, настольно-печатные игры и др.).
- использовать в работе различные методы, приемы и технологии обучения;
- организация работы с родителями.
Приемами работы по развитию интеллектуально-языковых способностей детей могут выступать:
- общение (беседы, подведение итогов, речевые игры), игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные и т.п.), экскурсии [3];
- ТРИЗ. Организовывают в форме диалога, используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия (по какому признаку похожи, отличаются предметы? и т.п.) [4];
- приемы мнемотехники Т.А. Ткаченко [6] предлагает применять для составления описательных рассказов мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы;
- метод экспериментирования. В процессе проведения эксперимента с детьми пополняется словарный запас, развиваются умения классифицировать предметы, активно развивается речь-рассуждение [1].
Вывод. Организованное применение в работе с детьми перечисленных методов и приемов, а так же целенаправленная, планомерная и последовательная работа педагога в данном направлении в полной мере будет способствовать эффективному развитию у дошкольников интеллектуально-языковых умений.
Список литературы / References
1. Баранова Э. Учимся задавать вопросы. [Текст] / Э. Баранова // Дошкольное воспитание, 2012. № 12. С. 12-20.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А. Н. Гвоздев. М.: Знание, 1961. 667 с.
3. Каджаспирова Г.М. Использование технических средств в дошкольном образовании. [Текст]: / Г.М. Каджаспирова. М.: Просвещение, 2001. 128 с.
4. Кудряшова О.В. ТРИЗ: волшебные кольца Луллия. [Текст] // Дошкольное воспитание, 2007. № 3. С. 46.
5. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. [Текст] / Р.Е. Левина. М.: Просвещение, 2008. 329 с.
6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления описательных рассказов. [Текст] / Т.А. Ткаченко. М.: АРКТИ, 2009. 87 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации 2013 г. Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/ FGOS_DO.pdf/ (дата обращения: 05.05.2017).
88

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/ (дата обращения: 05.05.2017).
9. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.Б. Филичева-М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2000. 350 с.
10. Эльконин Д.Б. Психология развития в детском возрасте. [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 1997. 395 с.