К вопросу об использовании наглядности на уроках физики

21.06.2017

К вопросу об использовании наглядности на уроках физики

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Укенов Н.К., Чугунова А.А.
(СКГУ им.М.Козыбаева)
Любая деятельность может быть
либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции,
технология-на науке. С искусства все начинается, технологией - заканчивается, чтобы затем все началось сначала [1].
(В.П. Беспалько)

Для того чтобы развить самостоятельность и инициативность у школьников, для лучшего усвоения учебного материала и приобретения определенных навыков, ни в коем случае нельзя ограничивать учебный процесс какой-либо одной линией построения и подготовки обучения. В статье мы хотим обратить внимание на использование наглядности на уроках физики.
Принцип наглядности - дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности объяснение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.
В XVII веке впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Ян Амос Коменский, хотя он и не употреблял сам термин «наглядность». В своем известном "золотом правиле" дидактики Я. Коменский дал четкую формулировку принципа наглядности: «-...все, что возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусом - вкусу; допустимое осязанию - путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, - предоставить нескольким чувствам...» [2]. Наглядность в понимании Я. Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
К.Д.Ушинский не растворяет чувственное познание в наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является, по его мнению, главным в обучении, а не само наглядное пособие [3]. К.Д.Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Он понял, что наглядное обучение способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного к абстрактному. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.
Существует и другая сторона понятия наглядности. Она рассматривается в качестве метода обучения. Как показал П.Ф.Каптерев: «...Существенный признак наглядного метода заключается не в иллюстрации общих положений и суждений, а в его элементарности, выражающейся в том, что содержание науки разлагается на составляющие её элементы, которые изучаются строго последовательно от элементов к их сочетаниям и затем сложным образованиям...» [4]. В понимании П.Ф. Каптерева, «элементарное обучение» наглядно по своей природе, наглядно психологически, отвечает естественному развитию мышления учащегося. По его мнению, только при таком наглядном методе приобретают дидактическую ценность и другие наглядные средства обучения.
Соблюдение принципа наглядности во время обучения физики в средней школе облегчает усвоение учениками учебного материала, способствует формированию у школьников научных представлений о физических явлениях и процессах, обеспечивает крепкие и глубокие знания. Но во время урока не всегда можно демонстрировать натуральные объекты и явления. Некоторые явления или вещества вредные для здоровья (испарение ртути, радиоактивные вещества); некоторые объекты имеют слишком большие (космический корабль, шлюзы) или очень малые (кристаллическая решетка, молекула) размеры. Иногда на натуральных объектах не видно составных частей и их взаимодействия (двигатель внутреннего горения, гидравлический домкрат). Некоторые демонстрации не могут быть проведены из-за отсутствия необходимого оборудования.
В таких случаях с целью обеспечения наглядности обучения физике обращаются к изобразительной наглядности. Такие пособия можно разделить на две группы:
объемные (модели, макеты, коллекции);
плоскостные (таблицы, плакаты, монтажи, диаграммы, рисунки, записи и зарисовки на доске). [5].
Изобразительная наглядность и ТСО может использоваться на разных этапах урока, но чаще всего - во время изучения нового материала.
При использовании объемной наглядности необходимо указывать степень ее приближения к натуральным объектам как за соответствием явлений и процессов, так и масштабами соответствия размеров.
Использование действующих моделей (насоса, электродвигателя, подъемного крана, гидравлического пресса и тому подобное) позволяет продемонстрировать работу того или другого механизма. В действующих моделях используется, как правило, физическое явление, которое "работает" и в натуральном объекте.
При использовании макетов (атомной электростанции, космического корабля, разреза двигателя внутреннего сгорания, паровой машины и др.) выясняется принцип действия соответствующего механизма и взаимодействие его отдельных частей.
Коллекции (виды топлива, синтетические материалы, лампы накаливания, проводники и изоляторы и тому подобное) призванные расширить мировоззрение учеников, ознакомить их с разными видами материалов, приборов и т.д. их целесообразно использовать как раздаточный материал для фронтального эксперимента и наблюдений при повторении.
Важную роль в обучении физике играют и плоскостные наглядные пособия. Среди них важное место занимают таблицы, плакаты и рисунки, диаграммы. Особенностью этого вида наглядности являются широкие изобразительные возможности, связанные с большей свободой в выборе художником изобразительных средств, а также то, что они всегда готовы к использованию в учебном процессе.
На этом виде наглядности размещают: справочный материал, графики зависимости между физическими величинами, схемы фундаментальных опытов, строение приборов и установок, физические явления. Этот вид наглядности целесообразно использовать при изучении нового материала, при закреплении и обобщении, при вступлении в тему, при организации самостоятельной работы учеников.
Наиболее часто таблицы, плакать, рисунки, диаграммы используются для сопровождения рассказа или объяснения учителя. Они вывешиваются на доске или специальных стендах, размещенных в передней части класса. Возможна также организация постоянной экспозиции этого вида наглядности из темы материала, что изучается.
Записи и зарисовки на доске, которые сопровождают объяснение учителем учебного материала, является достаточно эффективным средством сосредоточения внимания учеников на основном в содержании урока. Использование записей и зарисовок на доске во время объяснения нового материала позволяет разделить его на небольшие части, выделить основное, образно и четко подать разные моменты изложения.
На доске целесообразно фиксировать:
•    план занятия;
•    рисунки, схемы, графики;
•    формулы;
•    числовые данные, полученные в результате классных опытов;
•    примеры числовых данных из научных исследований или технических применений;
•    решение задач;
•    короткие сведения из истории физики и техники;
•    новые термины и их короткое объяснение;
•    план фронтальной лабораторной работы;
•    задания для домашней работы.
При подготовке к уроку, учитель продумывает записи и зарисовки, которые необходимо выполнить на доске, с точки зрения их содержания, формы, расположения. Записи на доске должны выполняться таким образом, чтобы их было хорошо видно всем ученикам класса. Основные формулы целесообразно подчеркивать или брать "в рамочку".
Рисунок выполняется, как правило, от руки (иногда целесообразно пользоваться линейкой и циркулем), с приближенным соблюдением пропорциональности между его отдельными частями. Такой рисунок должен быть понятным для всех учеников, поэтому он бывает схематическим и простым, выполняется легко и быстро, чтобы не задерживать ход урока. Рисунок выполняется по правилам технического чертежа с использованием соответствующих обозначений.
При зарисовках на уроках физики чаще пользуются одновидовой прямоугольной проекцией в сочетании с разрезом или перерезом и пространственным рисунком. Для иллюстрации динамики опытов пользуются или серией рисунков, которые фиксируют ход опыта, или на одном и том же рисунке показывают пунктиром новое положение стрелок приборов, индикаторов или частей установок.
Рисунки следует сопровождать короткими подписями и объяснениями, поскольку спустя некоторое время ученики не смогут самостоятельно возобновить в памяти все необходимое, и ценность зарисовки будет потеряна. Рисунок фиксируется в рабочей тетради ученика и является элементом его записи [6].
В настоящее время на уроках физики вместо плакатной наглядности широко используются мультимедийные комплексы.
Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить:
•    создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;
•    использование разнообразных мультипликационных эффектов;
•    возможность воспроизведения видео- и аудио- материалов;
•    создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.
Демонстрационный материал (слайды) создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся. [7].
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т.д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видеозадачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстраций.
Уроки физики отличаются сложностью используемого оборудования. И поэтому компьютерные обучающие программы актуальны прежде всего из-за возможности наблюдения (в том числе анимации) таких физических процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Уроки с применением наглядного материала вызывают у учащихся интерес, заставляют работать всех. Использование наглядности на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Качество знаний при этом заметно возрастает. Работа с мультимедийным проектором экономит время на уроке, оживляет его [8].
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества метода наглядности и стремиться максимально, использовать именно их. А главное преимущество - повышение качества знаний учащихся.


Литература
наглядность физика школа обучение
1.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2.    Литвиненко В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: Юн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 127 с
3.    http://www.yspu.yar.ru:8101/projects/mfomet/gra£red/pedagog.htm.
.    Берг А.И. Применение ЭВМ в учебном процессе //Сб. научно-методического семинара. - М., 1969. - 3 00 с.
5.    Бугаев А.И. Методика преподавания физики. Теоретические основы. - М.: Просвещение, 1981.- 288с.
6.    Основы методики преподавания физики. / Под ред А.В.Перышкина , В.Г. Разумовского и В.А. Фабриканта. - М.: Просвещение, 1983. - 398 с.
7.    Лебедева М. Б.Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе.- Автореферат__диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук,- Санкт - Петербург, 2006.
8.    Ричард Райли, Фрэнк С. Холлеман III, Линда Г. Робертс. Электронные технологии в системе образования.- Государственный план внедрения образовательных технологий»,- декабрь 2000 г.