Роль сочинений в воспитании школьников

14.03.2018

Роль сочинений в воспитании школьников

Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах
Роль сочинений в воспитании школьников
Обычно считают, что воспитательный эффект сочинения зависит от выбора темы. Это неоспоримо. Однако не менее важно для воспитания школьников и то, насколько самостоятельно они работают над сочинением, насколько они увлечены, заинтересованы, какова идея их рассказов.

Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, приучает к последовательности, стройности мышления, само утверждает школьников, развивает интерес к языку и к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их сочинения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность.

Более всего способствует решению воспитательных задач идейная направленность раскрытия выбранной темы. Особенно удачны в этом смысле темы о труде и героях труда, о жизни октябрятского или пионерского коллектива, о школе, о родном селе или городе, о героях революции и войны. Сочинения на эти темы всегда бывают проникнуты патриотизмом, глубоким уважением к людям труда, к героям. В них отражается социальная позиция школьников — а это ли не воспитание?

Сочинение учит понимать жизнь общества. Эту мысль подчеркивала Н. К. Крупская: «Нужно давать задания, которые заставляли • бы детей всматриваться ближе в жизнь»1. Сочинение воспитывает любовь к природе, к людям, к их благородным стремлениям и поступкам, к труду и тому, что трудом создано, стремление к героизму, раскрывает красоту человеческих поступков и стремление подражать лучшим людям. Оно помогает детям осознать нравственные требования современности.

Можно указать некоторые пути повышения воспитательной эффективности сочинений.

Во-первых, залогом повышения воспитательной эффективности школьных устных и письменных сочинений является их самостоятельность. Чем выше степень самостоятельности учащихся в сочинении, тем в большей степени оно становится проявлением личности школьника, выражением его стремлений, интересов, чувств. Самостоятельное сочинение развивает активность школьника.
Во-вторых, — связь сочинений с жизнью. Огромной воспитательной силой обладают такие виды сочинений, как записи по наблюдениям, ведение дневников, сочинения-«от-четы» о проделанной работе, письма, статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах и т. п. Такие сочинения как бы включают их авторов-школьников в многообразие общественных интересов классного и школьного коллектива.

В-третьих, — подбор тем сочинений, соответствующих воспитательным задачам учителя, школы. Это темы о труде, о благородных поступках советских людей, о нравственных проблемах, о Родине и т. п. Хотя в методических пособиях по развитию речи обычно даются списки рекомендуемых тем, однако учитель выбирает их по своему усмотрению, с учетом особенностей своего класса и условий окружения школы.

В-четвертых, — повышение эмоционального уровня работы над сочинением. Образные, эмоциональные описания природы, заинтересованное, сочувственное изображение подвига или просто благородного поступка — прекрасное воспитательное средство.

У миллионов взрослых людей при слове Родина возникают в памяти те картины, которые они видели в детстве, среди которых выросли. Есть ли у школы более благородная задача, чем помочь детям почувствовать прелесть русской природы, то мягкой и нежной, то суровой и величественной! Живые, эмоциональные сочинения позволяют детям еще раз пережить те чувства, которые владели ими во время прогулки, похода, игры. В текст сочинения дети вводят отрывки из стихотворений (учитель, впрочем, должен помнить,, что чрезмерное увлечение цитатами вредно), вклеивают иллюстрации или рисуют сами. Пример, который приводится ниже,; не оставляет сомнения в воспитательной значимости сочинения:

Белка

Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит на сосне и смотрит. Глаза у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели.

В этом живом и непосредственном рассказике отразилась детская пытливость, любознательность, любовь к природе. Ученик коротко, но в основном правильно описал зверька, который встретился ему, вероятно, впервые в жизни. Сочинение написано с увлечением.
Сочинения о т р у д е, на материале производственных экскурсий открывают новые воспитательные возможности: в них учащиеся используют сведения о производстве, об успехах и трудностях, о лучших людях на заводе и в колхозе, о профессиях и специальностях, о технике. В связи с производственными экскурсиями и с описанием труда нередко возникают беседы о профессиях, и это находит отражение в рассказах и сочинениях. Сочинения о труде могут быть написаны в форме заметки в газету.

Возможные темы сочинений о труде или по производственной проблематике: «Наш поселок», «На кирпичном заводе», «Уборка капусты», «В саду», «Наш совхоз», «На почте», «В магазине», «Наша помощь совхозу», «Наш субботник», «На школьном участке», «Сбор лекарственных трав», «В теплице», «Как посадить дерево» и т. п.

Очень заинтересовывает детей конкурс на тему «Что я умею делать». Конкурс не только выявляет трудовые умения детей, но и стимулирует труд дома, на огороде, в саду. Цель — воспитание уважения к труду, приносящему пользу людям. Сельские школьники пишут о том, как они помогают родителям в уборке и ремонте дома, в заготовке дров. Они копают огород, сажают овощи, ухаживают за ними, участвуют в уборочных работах. В классах происходит обсуждение сочинений о труде. Дети уясняют сущность труда как полезной, необходимой общественной деятельности. Дети говорят, что почетен всякий труд.

Сочинения о семье и товарищах, обладая большими воспитательными возможностями, требуют от учителя в то же время большого такта. Надо хорошо знать семейные отношения, чтобы задать такую, например, тему: «Я и мой папа». Однако эти темы весьма привлекают школьников, сочинения пишутся индивидуально и самостоятельно. Вот текст одного из устных рассказов во II классе:

Игорек

Игорек — это мой младший брат. Ему только пять лет. Я его провожаю в детский садик,* слежу, чтобы он не выпачкался. А он такой хитрый — все время старается в лужу ступить, и чтоб я не заметила. Дома мы с ним играем, и я нарочно ему поддаюсь. Он очень любит выигрывать, а если проигрывает, то плачет. Я ему говорю: (Какой ты будешь мужчина, все плачешь?. Я буду в ГУ классе и приведу Игорька в школу.
Огромной воспитывающей силой обладают сочинения-импровизации сказок, сочинения о будущем: «Кем я хочу быть», «Наше село через 20 лет» и т. п.

Лучшие письменные сочинения обычно выразительно прочитываются в классе и становятся предметом анализа — это тоже воспитывает. Особенно подчеркивается лучшее, а не худшее в сочинениях. В некоторых школах составляются сборники детских сочинений и даже стихотворений, объявляются конкурсы на лучшие рассказы.

http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033-466.shtml#book_page_top