16.04.2018
Использование ТРИЗ для активации креативности учащихся
Использование ТРИЗ для активации креативности учащихся
Стяжкина Инна Андреевна
бакалавр
Петрозаводский Государственный Университет
Студентка кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна
Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна
Аннотация:
В статье раскрывается понятие креативности, рассматриваются её компоненты; рассматриваются основы ТРИЗ; раскрываются компоненты ТРИЗ-педагогики.
Abstract:
In the article the notion of creativity is specified and its components are revealed; the bases of the Creative Tasks Solving Theory are considered; the components of the Creative Tasks Solving Theory pedagogic are explained.
Ключевые слова:
креативность; ТРИЗ; ТРИЗ-педагогика; диагностика креативности; развитие творческой активности учащихся с использованием ТРИЗ педагогики.
Keywords:
creativity; Creative Tasks Solving Theory; Creative Tasks Solving Theory pedagogic; creativity diagnostics; pupil’s creativity development using Creative Tasks Solving Theory.
УДК 373.51
Введение: На протяжении всей жизни человек сталкивается с разнообразными трудностями, каждую минуту возникают многочисленные проблемы и происходят разные события, с которыми мы не всегда можем справиться. Наличие креативности ума может значительно облегчить жизнь, но как же её можно приобрести?
Актуальность: Сегодня социально-экономическая обстановка в современном обществе нуждается в креативной личности, которая может и умеет успешно решать возникающие проблемы, самостоятельно получать знания, анализировать и применять их в ходе своей творческой деятельности, поэтому одной из задач современного образования является развитие креативности учащихся.
Цель: раскрыть компоненты ТРИЗ-педагогики для развития креативности учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие креативности;
2. Определить её компоненты;
3. Рассмотреть компоненты ТРИЗ-педагогики.
Научная новизна заключается в попытке обобщения знаний о креативности, её компонентах, изучения литературы по теме.
Впервые само понятие креативность использовал Д. Симпсон, обозначая её как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Также большой вклад в изучение креативности внесли работы Дж. П. Гилфорда, который выделял её в качестве дивергентного мышления. Оно проявляется тогда, когда проблема ещё не выявлена, не сформулирована и не существует заранее предписанного способа для её решения. Креативность – нацеленность на качественно новое решение. [3]
Дж. П. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
1. Способность к обнаружению и постановке проблем;
2. «Беглость» мысли;
3. Оригинальность;
4. Гибкость мысли;
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6. Способность к анализу и синтезу проблем.
Качества личности, которые предопределяют её успешность, перераспределяется в пользу тех, кто обладает одним или несколькими вышеперечисленными параметрами. Развитие креативности личности – это длительный и сложный процесс. На различных возрастных этапах её формирования она имеет свою специфику. [5] Особенно остро эта проблема касается подросткового возраста, который является сензитивным периодом и оказывает влияние на становление личности подростка в целом. Развитие креативности в этот период может помочь адаптироваться к изменениям, происходящим с подростком. Она также может помочь с выбором будущей профессии, определить приоритеты, поставить цели и выбрать способы их достижения.
С формирование творческой активности также связано созреванием внутренних предпосылок креативности – креативных способностей. Согласно концепции С. Л. Рубинштейна, ключевым звеном развития способностей является реализация возможностей человека, осуществляемая в деятельности, то есть в труде. Когда эти полученные возможности реализуются, то появляются новые возможности, которые формируют новый уровень, предпосылки для дальнейшего развития способностей. Для такого развития способностей очень полезно применять ситуативную креативность – использование актуальной для учащегося проблемы как толчка к творчеству, на который учащийся оперативно реагирует. Включение в такую деятельность является шагом в процессе развития креативности как характеристики личности.[5]
Развитие креативности несомненно связано с методами творческого поиска. Первым таким методом стал метод проб и ошибок. Следует отметить, что творчество, основанное на методе проб и ошибок, исключает возможность творчества в обучении. [2,4] Современная педагогика пытается решить вопрос о возможности творчества в обучении следующими путями: реализацией личностноориентированной идеи для учащихся, поиском новых средств развития мыслительных способностей, связанных с непосредственно креативной деятельностью учащегося. Очень эффективными оказывается метод проектов, благодаря которому достижение какой-либо дидактической цели происходит через разработку проблемы, определённую технологию действий, в результате которой учащиеся создают какой-то материальный объект, соответствующий заранее определённым критериям.
Г. С. Альтшуллера в своих работах говорит о сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности. Генрих Саулович является представителем одной из научных школ. В качестве методики развития креативности в своих работах он указывает теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой он и является. ТРИЗ основывается на многих положениях, о которых будет рассказано ниже, но основную суть можно выделить так: психика – это ключ к закономерностям творчества и все системы развиваются по определённым законам, которые можно познать и применить во всех сферах и областях жизни. Благодаря этой теории решения изобретательских задач возникла ТРИЗ-педагогика. Она сформировалась в конце 80-х годов. ТРИЗ-педагогика ставит своей целью формирование достаточно сильного мышления личности, её творческое воспитание и подготовку к решению сложных проблем во всех областях деятельности. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике методов и средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, как и в развивающем обучении. Однако при таком обучении перед учащимися ставятся проблемы и сразу же предлагаются инструменты для их решения, что помогает успешно решать проблемные задачи. Цель ТРИЗ можно определить как решение изобретательских задач, а цель ТРИЗ-педагогики – это обучение способам решения этих творческих задач. Современная ТРИЗ-педагогика рассчитана не только на группы учащихся разного возраста, но и на взрослых специалистов. С каждой возрастной группой, безусловно, выбираются объекты для изобретательской деятельности, соответствующей их возрасту.
Основными положениями ТРИЗ-педагогики являются:
1. Знание о способе реализации идеи может помочь восстановить ход мыслей автора, его первоначальную задумку;
2. «Нет проблем – нет движения» то есть любое произведение обязательно разрешает хотя бы одну проблему;
3. Работа изобретателя состоит в том, что он должен внести что-то новое в уже существующий объект или деятельность;
4. Каждое творческое решение технической задачи включает такие основные моменты, как: постановка задачи, определение противоречия, устранение причины этого противоречия и придание новой формы решению.
Результат: применение ТРИЗ-педагогики помогает повысить креативность мышления и продуктивность не только учащихся, но и взрослых специалистов; благодаря ей можно научиться находить оригинальные идеи и уменьшить стрессоустойчивость при столкновении с проблемой.
Заключение: главная привлекательность ТРИЗ-педагогики состоит в том, что она формирует предпосылки для нравственного и интеллектуального развития личности. Использование методов ТРИЗ-педагогики помогает развивать познавательную активность, креативность мышления, непроизвольную память, так как урок, на котором использовались приёмы и средства ТРИЗ, делает его запоминающимся.
Библиографический список:
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
2. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. – Москва: Просвещение, 1993. – 96 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
4. Меерович М.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии: практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест-Москва, АСТ, 2008. – 430 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва, 1946. – 588 с.
http://sci-article.ru/stat.php?i=1512486168