Использование ТРИЗ для активации креативности учащихся

16.04.2018

Использование ТРИЗ для активации креативности учащихся

Использование ТРИЗ для активации креативности учащихся
Стяжкина Инна Андреевна
бакалавр
Петрозаводский Государственный Университет
Студентка кафедры технологии, изобразительного искусства и дизайна

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры Технологии, изобразительного искусства и дизайна

Аннотация:

В статье раскрывается понятие креативности, рассматриваются её компоненты; рассматриваются основы ТРИЗ; раскрываются компоненты ТРИЗ-педагогики.


Abstract:

In the article the notion of creativity is specified and its components are revealed; the bases of the Creative Tasks Solving Theory are considered; the components of the Creative Tasks Solving Theory pedagogic are explained.


Ключевые слова:

креативность; ТРИЗ; ТРИЗ-педагогика; диагностика креативности; развитие творческой активности учащихся с использованием ТРИЗ педагогики.
Keywords:

creativity; Creative Tasks Solving Theory; Creative Tasks Solving Theory pedagogic; creativity diagnostics; pupil’s creativity development using Creative Tasks Solving Theory.

УДК 373.51
Введение: На протяжении всей жизни человек сталкивается с разнообразными трудностями, каждую минуту возникают многочисленные проблемы и происходят разные события, с которыми мы не всегда можем справиться. Наличие креативности ума может значительно облегчить жизнь, но как же её можно приобрести?

Актуальность: Сегодня социально-экономическая обстановка в современном обществе нуждается в креативной личности, которая может и умеет успешно решать возникающие проблемы, самостоятельно получать знания, анализировать и применять их в ходе своей творческой деятельности, поэтому одной из задач современного образования является развитие креативности учащихся.

Цель: раскрыть компоненты ТРИЗ-педагогики для развития креативности учащихся.

Задачи:
1.    Рассмотреть понятие креативности;
2.    Определить её компоненты;
3.    Рассмотреть компоненты ТРИЗ-педагогики.
Научная новизна заключается в попытке обобщения знаний о креативности, её компонентах, изучения литературы по теме.
Впервые само понятие креативность использовал Д. Симпсон, обозначая её как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Также большой вклад в изучение креативности внесли работы Дж. П. Гилфорда,  который выделял её в качестве дивергентного мышления. Оно проявляется тогда, когда проблема ещё не выявлена, не сформулирована и не существует заранее предписанного способа для её решения.  Креативность – нацеленность на качественно новое решение. [3]
Дж. П. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
1.    Способность к обнаружению и постановке проблем;
2.    «Беглость» мысли;
3.    Оригинальность;
4.    Гибкость мысли;
5.    Способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6.    Способность к анализу и  синтезу проблем.
Качества личности, которые предопределяют её успешность, перераспределяется в пользу тех, кто обладает одним или несколькими вышеперечисленными параметрами. Развитие креативности личности – это длительный и сложный процесс. На различных возрастных этапах её формирования она имеет свою специфику. [5] Особенно остро эта проблема касается подросткового возраста, который является сензитивным периодом и оказывает влияние на становление личности подростка в целом. Развитие креативности в этот период может помочь адаптироваться к изменениям, происходящим с подростком. Она также может помочь с выбором будущей профессии, определить приоритеты, поставить цели и выбрать способы их достижения.  
С формирование творческой активности также связано созреванием внутренних предпосылок креативности – креативных способностей. Согласно  концепции С. Л. Рубинштейна, ключевым звеном развития способностей является реализация возможностей человека, осуществляемая в деятельности, то есть в труде. Когда эти полученные возможности реализуются, то появляются новые возможности, которые формируют новый уровень, предпосылки для дальнейшего развития способностей. Для такого развития способностей очень полезно применять ситуативную креативность – использование актуальной для учащегося проблемы как толчка к творчеству, на который учащийся оперативно реагирует. Включение в такую деятельность является шагом в процессе развития креативности как характеристики личности.[5]
Развитие креативности несомненно связано с методами творческого поиска. Первым таким методом стал метод проб и ошибок. Следует отметить, что творчество, основанное на методе проб и ошибок, исключает возможность творчества в обучении. [2,4] Современная педагогика пытается решить вопрос о возможности творчества в обучении следующими путями: реализацией личностноориентированной идеи  для учащихся, поиском новых средств развития мыслительных способностей, связанных с непосредственно креативной деятельностью учащегося. Очень эффективными оказывается метод проектов, благодаря которому достижение какой-либо дидактической цели происходит через разработку проблемы, определённую технологию действий, в результате которой учащиеся создают какой-то материальный объект, соответствующий заранее определённым критериям.
Г. С. Альтшуллера в своих работах говорит о  сознательном управлении творческими процессами интеллектуальной деятельности. Генрих Саулович  является представителем одной из научных школ. В качестве методики развития креативности в своих работах он указывает теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), автором которой он и является. ТРИЗ основывается на многих положениях, о которых будет рассказано ниже, но основную суть можно выделить так: психика – это ключ к закономерностям творчества и все системы развиваются по определённым законам, которые можно познать и применить во всех сферах и областях жизни. Благодаря этой теории решения изобретательских задач возникла ТРИЗ-педагогика. Она сформировалась в конце 80-х годов. ТРИЗ-педагогика ставит своей целью формирование достаточно сильного мышления личности, её творческое воспитание и подготовку к решению сложных проблем во всех областях деятельности. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике методов и средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, как и в развивающем обучении. Однако при таком обучении перед учащимися ставятся проблемы и сразу же предлагаются инструменты для их решения, что помогает успешно решать проблемные задачи. Цель ТРИЗ можно определить как решение изобретательских задач, а цель ТРИЗ-педагогики – это обучение способам решения этих творческих задач. Современная ТРИЗ-педагогика рассчитана не только на группы учащихся разного возраста, но и на взрослых специалистов. С каждой возрастной группой, безусловно, выбираются объекты для изобретательской деятельности, соответствующей их возрасту.
Основными положениями ТРИЗ-педагогики являются:
1.    Знание о способе реализации идеи может помочь восстановить ход мыслей автора, его первоначальную задумку;
2.    «Нет проблем – нет движения» то есть любое произведение обязательно разрешает хотя бы одну проблему;
3.    Работа изобретателя состоит в том, что он должен внести что-то новое в уже существующий объект или деятельность;
4.    Каждое творческое решение технической задачи включает такие основные моменты, как: постановка задачи, определение противоречия, устранение причины этого противоречия и придание новой формы решению.
Результат: применение ТРИЗ-педагогики помогает повысить креативность мышления и продуктивность не только учащихся, но и взрослых специалистов; благодаря ей можно научиться находить оригинальные идеи и уменьшить стрессоустойчивость при столкновении с проблемой.
Заключение: главная привлекательность ТРИЗ-педагогики состоит в том, что она формирует предпосылки для нравственного и интеллектуального развития личности. Использование методов ТРИЗ-педагогики помогает развивать познавательную активность, креативность мышления, непроизвольную память, так как урок, на котором использовались приёмы и средства ТРИЗ, делает его запоминающимся.
Библиографический список:

1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г.С. Альтшуллер. – Новосибирск: Наука, 1991. – 225 с.
2. Бухвалов, В.А. Алгоритмы педагогического творчества / В.А. Бухвалов. – Москва: Просвещение, 1993. – 96 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
4. Меерович М.И. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии: практическое пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест-Москва, АСТ, 2008. – 430 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва, 1946. – 588 с.

http://sci-article.ru/stat.php?i=1512486168