Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики

28.04.2018

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики
Ульянов Андрей Андреевич
А ЦИИО "ТРИЗ-Самара"
ТРИЗ-педагог
Аннотация:

В статье представлен тематический план развития творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики. Приведено понятие сильного мышления, а также факторы, препятствующие его развитию.


Abstract:

The article presents the thematic plan for the development of creative thinking by TRIZ-pedagogy tools. Define the concept of powerful thinking, and factors hindering its development.


Ключевые слова:

ТРИЗ-педагогика; творческое мышление; сильное мышление; психологическая инерция.
Keywords:

TRIZ-pedagogy; creative thinking; strong thinking; psychological inertia.

УДК 37.03
Введение. На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что человек, обладающий более высоким творческим потенциалом, вкупе с реализацией этого потенциала, гораздо более успешен в личной жизни, учебной и профессиональной деятельности. Более широкий диапазон мыслительных навыков позволяет выйти с успехом из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Тем не менее, формированию творческого мышления, креативности и изобретательности при обучении детей и взрослых уделяется недостаточно внимания.

Актуальность. В современной общеобразовательной системе количество внимания, уделяемого развитию творческого мышления, можно характеризовать, как недостаточное. Согласно данным исследований, как у младших школьников [4], так и у старшеклассников,[7] выявлен недостаточный уровень креативности. Подобная тенденция, будучи заложенной в детстве, рискует продолжиться и в студенческие годы, а также, и во взрослой жизни. Исходя из этого, необходима разработка и внедрение определённой системы развития творческого мышления.

Таким образом, возникает конкретная цель: развить творческое (сильное) мышление школьников. Достижение этой цели включает такие задачи, как:
- Развить навык понимания сути проблемы;
- Развить навык поиска скрытых (неявных) ресурсов;
- Развить навык построения креативной логики;
- Развить навыки решения открытых (творческих) задач.

Научная новизна заключается в попытке обобщения знаний о творческом мышлении, некоторых его особенностях и факторах, препятствующих его развитию. Также, предпринята попытка разработки программы системного формирования творческого мышления, которая может быть реализована как в рамках общеобразовательной системы, так и как отдельный курс. Разработан тематический план развития творческого мышления для детей от 10 до 16 лет.
Творческое мышление, как психологический процесс, является нестандартным и созидающим, оно приводит к оригинальному и эффективному решению задачи. Стоит отметить, что творческое мышление наиболее эффективно в практике решения открытых (изобретательских) задач, в то время, как закрытые задачи, зачастую используемые в стандартных методиках обучения, направлены на развитие иных, нетворческих способов мышления.
В литературе анализируется соотношение понятий «творческие способности» и «креативность». Согласно Дж. Гилфорду,  креативность является универсальной познавательной творческой способностью, в основе которой лежит дивергентное мышление, направленное на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выходящее за пределы существующих стандартов [6]. М. А. Холодная утверждает, что дивергентные способности мышления и есть креативность [8]. A. В. Хуторской рассматривает творческие способности как креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску и т. д.) личности, входящие в интегративное понятие креативности, которая составляет наряду с когнитивными и оргдеятельностными качествами сущность эвристических способностей [10]. Таким образом, креативность интегрирует в себе различные творческие качества личности, многие из которых связаны с процессом дивергентного мышления, проявляющимся в нестандартном решении задач.

Противоположностью творческому мышлению является психологическая инерция. Психологическая инерция выражается в неосознанном или осознанном применении известных способов решения задачи. Это характеризуется употреблением привычных названий (несущих привычный смысл), оперирование привычными характеристиками объекта, опираясь на усвоенные ценности и традиции. Психологическая инерция защищает психику от перегрузки, но блокирует творческую активность. "Стандартные" приёмы решения всегда просты и понятны, но, далеко не всегда эффективны.
Именно психологическая инерция стала предметом исследования задолго до появления ТРИЗ и психологии креативности. Анализ психологической инерции и её преодоления уходит корнями в философию познания. Так, Ф. Бэкон [1, c. 258-267] считал, что мир следует познавать "таким, каким он оказывается, а не таким, каким подсказывает каждому его мышление". В естественной природе мышления Ф. Бэкон видел препятствия для познания, названные им «призраки познания». К их числу философ отнёс: веру в привычное, субъективизм (убеждённость в своей правоте), понимание нового в системе прошлых знаний, понимание изменчивого как постоянного, поспешные обобщения, подверженность восприятию позитивно окрашенной информации, склонность подтверждать высказанное ранее, преклонение перед авторитетами. Ф. Бэкон предлагает индуктивный метод для преодоления заблуждений в познании.
Р. Декарт [5, c. 250-296], анализируя проблематику познания, предлагает вооружить человека эффективным методом, с целью снижения ошибок. Декарт подробно описывает, как должно строиться эффективное мышление:
- Необходимо принимать за истинное лишь то, что вполне очевидно;
- Необходимо делить каждую сложную вещь, на максимально более простые,
элементарные, понятные составляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, то есть неподдающиеся дальнейшему делению умом части;
- Следует идти от простейших вещей к более сложным;
- Необходимо проводить как можно более подробные описания предмета исследования.
Исходя из этого, для развития творческого мышления необходимо преодолеть сужающие его потенциал особенности, используя определённые методы. Одним из таких методов является ТРИЗ.
Н.Н. Хоменко [7], рассматривая ТРИЗ как общую теорию сильного мышления (ОТСМ), формулирует её аксиоматику, необходимую и достаточную для эффективного применения. Согласно Н.Н. Хоменко, существует три группы аксиом в современной ОТСМ:
- Основные аксиомы: аксиома описаний и аксиома процесса;
- Аксиомы, описывающие модель процесса мышления при решении проблем;
- Аксиомы, описывающие модель мира, удобную при анализе и решении нетиповых проблем.
Данная система аксиом имеет функции:
1. Разрушить стереотипы, мешающие эффективному мышлению, решению нестандартных задач;
2. Ограничить область применения ОТСМ, тем самым, повышая её направленность и эффективность;
3. Помощь в преодолении психологической инерции;
4. Мета-точка зрения - способность анализа проблемы с разных субъектных позиций.
Одним из педагогических подходов, направленных на развитие творческого мышления сегодня, является ТРИЗ-педагогика. Согласно мастеру ТРИЗ А.А. Гину, [3] главная цель ТРИЗ-педагогики – обучение решению открытых задач, т.е. задач, не имеющих единственно верного варианта решения. Такой подход согласован и с практикой, и со здравым смыслом, поскольку, большинство проблем, встречающихся в жизни человека, невозможно решить лишь только единственным образом. А.А. Гин описывает также и характеристики сильного мышления, среди которых: умение  находить неявные ресурсы решения задачи; умение строить классификационные схемы; владение логикой построения причинно-следственных цепочек; умение оперировать противоречиями; системный подход к предметам и явлениям; полимодельность представлений; экономность мышления. [2]
Исходя из понимания ТРИЗ как концепции формирования творческого мышления, а также, анализируя представления о сильном мышлении, приведённые выше, в данной работе понятия: «творческое мышление» и «сильное мышление» являются тождественными. С нашей точки зрения, сильное мышление характеризуется способностью правильно понять информацию, находить скрытые ресурсы, выстраивать креативную логику, а также, способностью использовать весь комплекс методов для эффективного решения открытых задач. Полученные алгоритмы мышления развивают способность к изобретательству, техническому и нетехническому творчеству, повышая вероятность решить сложную задачу нестандартным способом. Тем самым, творческое (сильное) мышление, можно считать мышлением эффективным, поскольку число задач, решаемых с его помощью, существенно возрастает.

С целью развития творческого мышления разработана специальная педагогическая программа дополнительного образования «сильное мышление».
Первый блок направлен на понимание имеющейся информации. Прежде, чем приступить к какой-либо деятельности, нам необходимо грамотно оценить обстановку, правильно определить то, что нам предложено в окружающей действительности.
Второй блок направлен на выявление скрытых ресурсов и свойств. Получив максимальную информацию об объекте, необходимо проанализировать её на предмет наличия скрытых, нетривиальных свойств, недоступных на первый взгляд. Это позволяет расширить область применения объекта.
Третий блок направлен на построение креативной логики. Имея несколько объектов с изученными скрытыми свойствами, необходимо встроить их в систему окружающего мира, учитывая различные связи и особенности взаимодействия.
Четвёртый блок – практика решения открытых задач. После овладения методами творческого мышления, происходит их отработка при решении различного рода открытых задач, требующих оригинального, творческого и эффективного решения.
Программа включает в себя комплекс упражнений индивидуального и группового плана, которые варьируются в зависимости от возраста и состава участников группы (детская аудитория, взрослая аудитория, детско-родительская аудитория).
Приведём более развёрнутую структуру на примере программы для детско-юношеского возраста (10-16 лет).
Цель программы: развить творческое мышление участников тренинга.
Программа позволяет получить:
- Знания: понятие об идеальном конечном результате, противоречиях, ресурсах.
- Умения: понимание информации, нахождение скрытых ресурсов, построение креативной логики.
- Навыки: управление психологической инерцией, решение открытых задач, аргументация собственной точки зрения.
Состав участников: в детско-юношеских группах рекомендуется однородный по возрасту состав, не превышающих разброс более, чем на 1,5 года.
Форма реализации программы: тренинг-группа от 6 до 20 человек.
Педагогические техники, применяемые в программе: диалог, диспут, командообразование, деловая игра, презентация, активное слушание.
Общее время проведения: 8 часов (астрономических), разбитых на 4 занятия по 2 часа.
Почасовое планирование и краткое содержание программы приведены в табл. 1.
Табл.1. Почасовой план программы.
Название блока    Содержание блока    Кол-во часов
1. Понимание информации    Разминка. Что такое ТРИЗ. Противоречие. ИКР. Ресурсы.  Анализ изображений. Анализ текста. Представление свойств объекта. Упражнение «Идеальный Водолаз». Типичные ошибки в понимании информации. Подведение итогов.
    2
2. Поиск скрытых ресурсов    Разминка. Ресурсы вокруг нас. Ситуация Робинзона. Системный оператор. Скрытые свойства предметов. Упражнение «Третий лишний». Алгоритмы поиска скрытых ресурсов. Метод Декарта. Подведение итогов.    2
3. Креативная логика    Разминка. Поиск истинной цели. Противоположные суждения. Особенности логических манипуляций. Негативная и позитивная логика. Рефрейминг. Поиск неочевидных взаимосвязей. Фантастическая логика. Деловая игра «Эволюция».
Подведение итогов.    2
4. Решение открытых задач    Разминка. Весь мир-открытая задача. Особенности открытых задач. Изобретательские задачи. Практика решения задач. Ваше собственное открытие. Деловая игра «Остров». Подведение итогов.
    2

Результатом программы является повышение способности творчески мыслить, управлять собственной психологической инерцией, находить оригинальные идеи и отстаивать их. Человек получает алгоритмы и инструменты, повышающие гибкость мышления, уверенность и стрессоустойчивость.
Заключение. ТРИЗ как методология развития творческого мышления, накопила на сегодняшний день достаточное количество технологий развития креативности. В связи с этим, разработка педагогических программ по развитию креативности на основе ТРИЗ открывает перспективы повышения уровня творческого мышления среди школьников. Разработанная программа позволяет преодолеть возможные ошибки в познании, видеть широкие возможности для творчества, и реализовывать данные возможности максимально эффективно и быстро.  Внедрение элементов программы в занятия со школьниками, создание отдельных курсов творческого мышления позволит систематически развивать творческое мышление, повысить профессиональную и личную эффективность путём творческого решения большинства вопросов.
Библиографический список:

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах // Сост., общая ред. и вступит. статья - А. Л. Субботин. — М.: АН СССР, Ин-т философии, изд-во соц.-эк. лит-ры "Мысль", 1971. — 590 с. 2. Гин А.А. Характеристики сильного мышления // [Электронный ресурс] URL: https://trizway.com/art/form/39.html (Дата обращения: 07.06.2017) 3. Гин А.А. Цели и предмет ТРИЗ-педагогики // [Электронный ресурс] URL: https://trizway.com/art/form/153.html (Дата обращения: 07.06.2017) 4. Грицай Т.И., Чернецов П.И. Исследование креативности старшеклассников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. №4. 5. Декарт Р. Рассуждение о методе...1637. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с. 6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с. 7. Хоменко Н.Н. Аксиомы общей теории сильного мышления // под ред. Нестеренко А.А. // [Электронный ресурс] URL: https://otsm-triz.org/content/axs_last_ed_ru (Дата обращения: 18.06.2017) 8. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 236–261 9. Хуторова А. С., Суняйкина Т. В. Сравнительный анализ динамики креативности как младших школьников (на втором году обучения)// [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/76046.htm), (Дата обращения: 08.08.2017) 10. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm. (Дата обращения: 11.08.2017)

http://sci-article.ru/stat.php?i=1498133294