Вопросы коммуникативно-целесообразного выбора слова в методике преподавания русского языка

07.05.2018

Вопросы коммуникативно-целесообразного выбора слова в методике преподавания русского языка

Вопросы коммуникативно-целесообразного выбора слова в методике преподавания русского языка
Ивашко Кристина Сергеевна
_
Государственное учреждение "Институт проблем искусственного интеллекта"
ведущий специалист по информационным технологиям отдела компьютерно-информационных технолий
Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы коммуникативно-целесообразного выбора слова в методике преподавания русского языка, проанализированы методы и приемы работы над словом на уроках русского языка, описываются психологические закономерности речевых норм и правил при употреблении языковых средств учащимися.


Abstract:

The article discusses the issues of communicative and expedient choice of a word in the teaching of the Russian language, analyzes the methods and techniques for working on the word in Russian language lessons, describes the psychological patterns of speech norms and rules for the use of language resources by students.


Ключевые слова:

обогащение словарного запаса учащихся; методика преподавания русского языка; выбор языковых средств; прием работы над словом.
Keywords:

enrichment of the vocabulary of students; the methodology of teaching the Russian language; the choice of linguistic means; the reception of work on the word.

УДК 159.932.2
Работа над словом с целью обогащения словарного запаса учащихся требует большого внимания и в настоящее время по этому вопросу проводится значительная работа, связанная прежде всего с необходимостью рассмотреть вопросы реализации практической направленности в обучении русскому языку. Расширение словарного запаса учащихся предполагает семантизацию и актуализацию каждого отдельного слова. Теоретической базой обогащения словарного запаса является каждая языковая тема, так как для овладения словом – многогранной единицей языка, обладающей лексическим и грамматическим значением, – необходимо не только понять его семантику, но и осознать его место в грамматической системе языка, усвоить его морфемный состав, словообразование, произношение и написание, почувствовать стилистическую окраску, развить так называемое «чувство языка», выбор тех или иных языковых средств связан прежде всего с решением ортологических вопросы, то есть правильностью речи. В качестве нормы, как отмечал С.И. Ожегов, выступает совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора элементов из числа существующих.  Оформление речи, присущее говорящему и пишущему, как известно состоит в интуитивном поиске более точно и правильного выбора подходящего слова. Результаты психолингвистических исследований показали, что языковое чутье проявляется лишь в том случае, если опирается на словарный запас языковых средств.
Цель работы заключается в том, чтобы изучить вопросы, связанные с коммуникативно-целесообразным выбором слова в методике преподавания русского языка, рассмотреть психологические методы и приемы работы над словом.
Отбор слов, как и других языковых средств подчиняется ряду экстралингвистических факторов, количество которых варьируется у разных исследователей (М. Н. Кожина, Л. Н. Шмелев, З. Я. Тураева, С. Н. Костомаров, В. И. Беликов, Л. П. Крысин и др.) [1]. В теории и практике обучения русскому языку слово рассматривается в разных аспектах: с точки зрения его значения, морфемного состава, образования, произношения, написания и т.д.
Актуальность работы состоит в том, чтобы рассмотреть проблему выбора языковых средств с точки зрения соответствия языковой нормы и коммуникативной целесообразности; выявить специфику формирования механизма речи в сознании учащихся.
Научная новизна. По данным психолингвистов, языковые единицы хранятся в «форме целостного массива вербальной сети» [2]. Отражение предмета действительности становится фактом языка вследствие установления постоянной и неразрывной связи, отражающей данный единичный предмет во всем конкретном своеобразии. Однако для усвоения слова недостаточно просто установить связь не просто с вещью, которую это слово может назвать, но и с целым классом вещей, то есть чтобы слово стало понятием. В понятии заключены основные признаки данного предмета или явления, представляющие его сущность.
Результаты. В теории и практике обучения русскому языку слово рассматривается в разных аспектах: с точки зрения его значения, морфемного состава, образования, произношения, написания ит.д. Между изучением теории и обогащением словарного запаса существует естественная и очень тесная связь потому, что слово изучается на всех структурных уровнях языка. Определенные возможности для обогащения словарного запаса учащихся при изучении теоретического материала обусловлены и тем, что при усвоении языковых знаний привлекается каждый из разделов языка. В наибольшей степени включению слова в процесс обогащения способствует синтаксис как совокупность правил построения предложений. В синтаксисе слово используется как строительный материал на уровне коммуникации. При изучении фонетики ведется работа над звуковой стороной слова как над его материальной оболочкой. В плане обогащения словарного запаса большое значение имеет ознакомление со смыслоразличительной ролью звуков, в зависимости от которых меняется значение слова. Грамматико-орфографическое направление сосредоточено на повышении орфографической грамотности, словарная работа – рассмотрение состава слова, его образование, написание. Конечно же, усиливается интерес к семантическому и функциональному анализу, так как изучение слова в данном аспекте обеспечивает раскрытие его функциональной роли, что является решающим фактором в обучении употреблению слова в речи.
М. Т. Баранов придает решающее значение научной организации обогащения словарного запаса учащихся на основе обучения правильному словоупотреблению. Выбор слова при создании и формировании предложений и текста, по мнению М. Т. Баранова, определяется наряду с другими причинами, их стилистическими свойствами, способностью слов к возможному замещению друг другом в сходном лексическом окружении.
Для усвоения и закрепления знаний о сочетаемости слов ученый рекомендует следующие занятия :
1) выбрать из данных слов наиболее подходящие по смыслу; использовать данные слова для более точного, более образного выражения мысли;
2) подобрать слова на предложенную тему или подобрать однокорневые слова;
3) изложение, сочинение (с задачей использовать указанные слова).
По определению, С.Н. Иконникова стилистический метод овладения словом – « один из важнейших методов обучения стилистически дифференцированной речи… Он учит глубже понимать идейно-художественную функцию изобразительно-выразительных средств и организации разных видов речи». Стилистические наблюдения над словом представляют собой один из важных аспектов в формировании у учащихся нормативных умений и навыков употребления слов  в соответствии с нормами литературного языка. Значительный интерес представляет овладения словом с точки зрения эстетического и культурного восприятия. Каждое слово не остается самостоятельным, а находится во взаимодействии с рядом других слов, то есть слова находятся между собой в определенных системных отношениях. Наиболее общим основанием глубинной связности слов являются синонимия, антонимия, ассоциации по части/целому, по смежности. Вся эта система стремится оптимальным образом обеспечить потребности коммуникации для выявления тонкостей употребления слова в построении высказывания. Каждое речевое упражнение и каждый этап урока имеет свои особенности в организации работы над словом. Например, возможны такие задания, как восстановить деформированный текст, при помощи уменьшительно-ласкательных (увеличительно-уничижительных) суффиксов и синонимов описать свое отношение к описываемому; написать рассказ-миниатюру по опорным словам, употребив их в прямом и переносном значении. Таким образом, оперирование языковыми единицами непосредственно участвует в формировании у школьников языкового чутья и вниманию к значению слова, формированию умений и навыков свободного и правильного употребления слов в речи.
В методике преподавания работа над усвоением понятий идет в направлении, когда ученик впервые усвоил новое слово, связанное с определенным значением и происходит так называемый процесс образования подлинных и настоящих понятий, переход от обобщения элементарных понятий к более высоким. Механическое, бездумное запоминание слова без усвоения соответствующих понятий приводит к тому, что ученик не может их использовать по назначению, правильно. И этот процесс тормозит процесс словарного запаса ученика. Усвоением же учащимися значений и понятий слова свидетельствуют о сознательном овладении словом в речи.
В основе выработки речевого механизма лежат умения и навыки, обеспечивающие реализацию высказывания. Формирование этих умений и навыков обеспечивается системой упражнений. Подобные упражнения играют значительную роль в воспитании внимания к слову, в выработке чувства слова (например, это могут быть упражнения, направленные на работу над ошибками, то есть происходит усвоение учащимися определенных правил и языковых норм, сочетания и порядка языковых единиц). Комплексное выполнение этих упражнений призвано обеспечить реализацию коммуникативной направленности в работе над словом. Для успешного формирования речевых навыков необходимо учитывать, что навыки образуются гораздо быстрее и обладают значительно большей прочностью в том случае, когда те или иные речевые действия не только многократно повторяются, но и осознаются. Однако в речи, кроме внешней стороны, предполагающей языковое оформление, существует и внутренняя, связанная с понимаем и передачей смыслового содержания речи, поэтому навыки, автоматизирующие внешний способ оформления мысли, полностью не решают проблемы правильного употребления слова. Для решения ее необходимо сформировать умение раскрывать смысл слова в речи и использовать языковые единицы с целью передачи смысловой стороны высказывания в определенной ситуации.
Для выработки умения понимать (декодировать) и порождать (кодировать) смысловую сторону слова в методике преподавания разработан ряд упражнений, позволяющий реализовать функциональную направленность в области развития речи. Эти упражнения делят на предречевые, в которых предусматривается работа по обогащению словарного запаса учащихся; и речевые, при выполнении которых дети наблюдают, анализируют, учатся использовать слова в высказываниях разных типов, стилей и жанров речи. Например, это могут быть упражнения, связанные с повествованием и описанием – составьте предложение с данным словом, употребив его в прямом и переносном значении; придумайте предложения на заданную тему, которые характерны для описания как типа речи.
Аналитическая и синтетическая деятельность реализуется при выполнении упражнений, которые позволяют организовать частично-поисковую и поисковую деятельность, предполагающую приобретение умений определять значение слова в речи и творчески использовать лексические средства с учетом тончайших смысловых оттенков. В решении вопросов по методике преподавания русского языка большую роль играет учет психологических закономерностей его усвоения. Психологического обоснования методов и приемов работы над словом требует и проблема обогащения словарного запаса учащихся. Сформировать нужные умения и навыки помогают упражнения, которые носят как репродуктивный, так и творческий характер. При выполнении подобных упражнений учащиеся, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно, учатся конструировать небольшие тексты, например эссеистического характера - данный вид работы отражает оригинальный взгляд на предмет, происходит осмысление как собственного непосредственного опыта, так и анализ чужого опыта.
Учет психологических особенностей усвоения языковых единиц происходит через процесс использования слова в зависимости от ситуации общения, кодирования речевого сообщения.
Ребенок овладевает понятиями практически как вне школы, так и в школе. В первом случае при формировании понятий он стихийно улавливает существенные признаки определенных предметов. Школьное обучение создает оптимальные условия для более активной работы над понятиями со специальным сосредоточением сознания на их образовании: осуществлением операций сравнения, различения, анализа, синтеза, абстрагирования и др.
Механическое, бездумное запоминание слов на уроке без усвоения соответствующих понятий приводит к тому, что учение не может творчески их использовать. Формальное усвоение лексических единиц тормозит процесс обогащения словарного запаса учащихся.
Как отмечают психологи, так называемое вычленение неизвестных слов – задача не из легких, Сложность заключается в том, чтобы не просто выделить и определить неизвестную языковую единицу, но и определить значение слов, тем самым сформировать у учащихся умение и навык объединять слова в единое смысловое целое. Следует отметить, что до настоящего времени в методике преподавания русского языка существует две точки зрения на то, как помочь учащимся всесторонне усвоить слово как единицу речи, обогатить их словарь в качественном и количественном отношении. Так, к способу семантизации слова можно отнести визуализацию, в основе которого лежит объяснение значения слова при помощи картины, предмета, видеофильма ит.д. ит.п. Усвоение значений слова с использованием наглядности способствует прочности запоминания. Работая над значением слова, учитель всегда должен помнить, что структура его сложна и многогранна, кроме номинативной, оно выполняет и эстетическую функцию высказывания.
На первой ступени усвоения значения слова его звуковой комплекс соотносится с реальной действительностью (предметом, явлением). В результате такого соотнесения в мозгу возникает предметное представление (образ предмета, воспринимаемый по памяти), отражающее данный единичный предмет во всем его конкретном своеобразии. Далее этот процесс предполагает анализ образов, их существенных и несущественных признаков. Совокупность их и образует понятие. Успешное формирование полноценных понятий зависит от углубления знаний о реальной действительности, так как в понятиях отражаются результаты познавательной деятельности людей. Поэтому очень важно расширять кругозор ребенка, пополнять знания об окружающем мире. Т.Н. Ушакова в своей работе «Рождение слова : Проблемы психологии речи в психолингвистике» [2] делает важный вывод: «При всем многообразии функций слова его суть и назначение заключены в его психологической глубине, оно – носитель мысли и движений человека. Будучи тесно связано с духовной сущностью, оно само приобретает черты духовной сущности». То есть подчеркивает, что вербальная способность человека неотрывна от его внутреннего мира, психологических состояний, чувств, желаний, мыслей, настроений.
Заключение. Итак, можно сказать, что практическая стилистика, применимая в методике преподавания рассматривает проблему выбора языковых средств по двум основным принципам: соответствие языковой норме и соблюдение коммуникативной целесообразности. Известно, что текст – это сложное образование, представляющее собой тематическое, смысловое и структурное единство, в котором актуализируется языковая единица. Как отмечают психологи, нахождение неизвестных слов в тексте – задача не из легких. Сложность заключается в том, что учащиеся сразу находят неизвестные слова, которые являются опорными. Н. И. Жинкин считает, что отбор слов для составления сообщения может осуществляться лишь тогда, когда слова группируются, соединяются и разделяются. Поэтому представляются актуальным вопрос об усвоении учащимися определенных правил сочетания и порядка языковых единиц [3].
Так, для развития у школьников языкового чутья и вниманию к значению слова разрабатываются различные методики, которые позволяют учащимся осознанно и гибко пользоваться словарным богатством русского языка, подчинять свое высказывание определенной мысли, усовершенствовать и закреплять полученные знания и умения. Учитывая тот факт, что в преподавании русского языка большую роль играет учет психологических закономерностей его усвоения, прием работы над словом и восприятие слова учащимися становится актуальным в методике преподавания русского языка. Для выполнения многиз заданий, направленных на анализ использования слова в той или иной речевой ситуации, необходимо проделать различные мыслительные операции. Это обусловливает творческий характер деятельности учащегося, способствует развитию его мышления. Работа по исправлению речевых ошибок вызывает интерес и творческую активность учащихся. Использование элементов анализа на уроках русского языка является важным этапом в выработке умения правильно и точно выбирать слова для употребления их в высказывании, что способствует предупреждению в дальнейшем возможных ошибок.
Библиографический список:

1. Кузнецов В. М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся [Текст] / Кузнецов В. М. -. М. : Народное образование. 1994. – 144 с.
2. Ушакова Т.Н. Рождение слова : Проблемы психологии речи в психолингвистике [Текст] / Ушакова Т.Н. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2001. – 156 с.
3. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] /Жинкин Н. И. – М.: Изд-во АПН, 1992. – 172 с.

http://sci-article.ru/stat.php?i=1496119831