К вопросу о стимулирующих выплатах педагогам школ, имеющих ученую степень

15.06.2018

К вопросу о стимулирующих выплатах педагогам школ, имеющих ученую степень

К вопросу о стимулирующих выплатах педагогам школ, имеющих ученую степень
Дзицоев Алик Анатольевич
кандидат педагогических наук
Московский государственный строительный университет
доцент кафедры русского языка Института международного образования и языковой коммуникации

Кипкеева Рамида Хасановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Математические и естественнонаучные дисциплины» КЧФ Московский финансово-промышленный университет

Аннотация:

В статье рассматривается проблема о стимулирующих надбавках учителям общеобразовательных школ, имеющих ученую степень.


Abstract:

The article considers the problem of incentive allowances for teachers in secondary schools who have a degree.


Ключевые слова:

ученая степень; стимулирующая надбавка; школа; квалификация; диссертация.
Keywords:

degree; incentive allowance; school; qualification; thesis.

УДК 37
Педагог – специалист, осуществляющий комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию детей [3].
Профессия педагога преимущественно связана с умственным трудом - в приеме и переработке информации.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания условий для работы в общеобразовательных школах учителей с учеными степенями. Уровень дохода педагога во многом зависит от места и опыта работы. Не секрет, что уровень дохода педагога, работающего в регионе ниже, чем педагога, работающего в мегаполисе.
Педагогическое образование предполагает возможность повысить квалификацию или разряд, что может благоприятно повлиять на заработок специалиста. Некоторые педагоги занимаются научной деятельностью, пишут статьи для публикации, выступают с докладами на конференциях.
В современных условиях, педагоги имеют минимальные карьерные возможности, так как профессия педагога в России не имеет схемы карьерного роста.
Анализ источников по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью проведения реформ в сфере образования, оптимизацией деятельности вузов и недостаточной разработанностью условий работы педагога в школе, имеющего ученую степень. Оптимизация деятельности вузов, сокращение рабочих мест поспособствовало тому, что многие кандидаты и доктора наук были вынуждены вернуться в школу. Им не доплачивают за ученую степень, и они вынуждены работать, получая минимальный оклад, не имея квалификационную категорию.
Цель исследования – анализ состояния проблемы стимулирования деятельности школьных учителей, имеющих ученую степень.
Объект исследования – процесс проведения аттестации педагогических работников.
Предмет исследования – условия оплаты труда кандидатам (докторам) наук, работающих в школе.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой стимулирование деятельности школьного педагога, имеющего ученую степень, будет более эффективным, если:
- обозначить существующие проблемы и противоречия при решении данного вопроса, на их основе определить оптимальные пути его реализации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, в исследовании  были поставлены задачи:
1)  проанализировать генезис и состояние проблемы стимулирования работы школьных учителей, имеющих ученую степень;
2) рассмотреть проблему стимулирования работы школьных учителей, имеющих ученую степень как социально-педагогическую проблему, стоящую перед современным образованием.
Методологическую основу исследования составили Положения Федерального закона «Об образовании», порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования; наблюдение, сравнение.
Научная новизна исследования.  Считая, что ученая степень кандидата наук не менее значима, чем высшая квалификационная категория школьного учителя предложена идея о приравнивании ученой степени к высшей квалификационной категории в школе.
Теоретическая значимость исследования. Рассматриваемый процесс стимулирования деятельности кандидатов наук в школах способствует привлечению ученых к работе в общеобразовательных организациях, повышению качества образования, становлению личности детей, формированию навыков научно-исследовательской работы, идеалов, ценностных ориентиров, нравственных ценностей, ответственности.
В сентябре 2016 года, нами было направлено обращение к Министру образования и науки Российской Федерации Васильевой Ольге Юрьевне, с просьбой приравнять степень кандидата наук к высшей квалификационной категории в школе.
В ответ мы получили письмо, в котором говорилось, что защита диссертации и получение ученой степени свидетельствует о результатах научной деятельности педагога, а не педагогической работы с детьми.
Однако стоит отметить, что кандидат наук  - это преподаватель, который на своем педагогическом опыте защитил диссертацию. Действующий кандидат наук непрерывно занимается научной деятельностью, разрабатывает методические рекомендации, совершенствуя методы обучения и воспитания, тем самым, повышая качество образования.
Так же, стоит заметить, что получение учителем квалификационной категории проходит на региональном уровне и часто носит формальный характер, а получение степени кандидата или доктора наук – долгий трудоемкий процесс и проходит на Федеральном уровне. Так, например, для получения первой или высшей категории преподавателю школы необходимо уметь эффективно использовать в работе современные образовательные технологии, повышать качество образования, совершенствуя методы обучения и воспитания. Результаты деятельности претендентов  на квалификационную категорию должны находить свое отражение в освоении учащимися образовательных программ и в том, принимают ли учащиеся участие в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. К тому же, для претендентов на высшую категорию, помимо перечисленных умений и навыков, обязательно наличие первой категории.
Педагогическая деятельность школьного учителя включает в себя следующие этапы: диагностику, проектировку, конструкцию, коммуникацию, организацию, аналитику, корректировку и результат.
Уровень педагогического мастерства определяются по следующим критериям – целесообразность, творчество, технология, оптимальность и продуктивность.
Если рассмотреть методы работы педагога-практика и педагога-ученого, можно заметить, что методы работы школьного учителя и педагога с ученой степенью  отличаются тем, что работа педагогов с учеными степенями направлена на более высокую эффективность педагогической деятельности в школе.
      
    С целью выявления качества преподавания и освоения учебного материала учащимися с ноября 2016 по декабрь 2016 г., нами посещались уроки по математике, русскому языку и литературе, в 7-9 классах МКОУ СОШ №3 г. Карачаевска, в которых работают учителя и кандидаты наук.
Наши наблюдения показали, что педагоги в своей деятельности воспитывают самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формируют у учащихся желание самосовершенствования и самообразования, а так же умение использовать полученные знания.
       Учителя в 7, 8 классах, не имея степени кандидата наук, совершенствуют формы организации учебно-воспитательной деятельности, стараются использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии. На уроках создаются условия для интенсивного речевого развития учащихся, раскрывается творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика. Также, в процессе работы, учитель формирует в детях устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
      Не отходя от традиционных подходов к обучению, в своей работе учителя стараются широко использовать активные методы: проблемно-диалоговое обучение, проектные технологии, развитие межпредметных связей, личностно-ориентированное обучение.
     Таким образом, освоение учениками учебного предмета выступает в следующем порядке:
   - восприятие представленного учителем нового материала,
  - первоначальное уяснение учащимися научных терминов, новых понятий, положений;
   - отработка и закрепление учебного материала;
  - его осознанное использование, как основы дальнейшего продвижения в изучаемом предмете или включение в иные системы знаний.
   Учебный процесс в 7,8 классах построен традиционным способом. На уроке, следующем сразу за представлением нового материала, идет его обсуждение на речевом уровне усилиями самих учащихся. Один из учеников, вызванный учителем к доске, воспроизводит содержание прошлого урока, стараясь пересказать новый для себя и для класса материал, как можно лучше. И в результате остальные ученики класса дважды слушают изложение нового материал: первый раз - прекрасно изложенный учителем, и второй раз- представляемый усилиями одноклассника. Последний пересказ, конечно, весьма далек от совершенства. Понятно, что даже очень способный учащийся не сможет с первого раза безукоризненно изложить новые знания. В итоге, учащиеся невольно будут запоминать как правильные, так и ошибочно или неточно изложенные положения, и что именно останется в их сознании, сказать трудно. Как правило, научный и творческий потенциал учащихся остается нераскрытым.

  В 9 классе, где работают кандидаты наук, помимо учебно-воспитательного,  реализуется научный и творческий потенциал школьников. При рассмотрении нового материала педагоги-ученые не просто традиционно пересказывают учебный материал, а особым образом структурируют его, выделяя основные элементы и опорные понятия, выстраивают логические схемы, демонстрируют способы использования нового знания. Такое структурирование, как правило, представляется в виде особых записей, схем, таблиц. Причем чаще всего эта работа ведется на основе личного опыта ученых-педагогов, их эмпирических наработок. В работе со школьниками, они:
   -развивают умения использовать методы научного познания в самостоятельной учебно-исследовательской деятельности;
   -учат их решать исследовательские задачи;
   -помогают им  овладеть современными методами сбора, обработки и использования информации по исследуемой проблеме;
   -помогают овладеть навыками применения современных информационных технологий при проведении исследований;
   -формируют в них умения осуществлять библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
  -развивают в них  умения  использовать достижения смежных наук в своих исследовательских работах;
  -формируют в них навыки создания научного текста с учетом его формальных и содержательных характеристик по результатам самостоятельного исследования.
   Наиболее эффективными образовательными технологиями, на наш взгляд, которые активно использовались педагогами-учеными в 9 классе, являются исследовательская и проектная деятельность школьников. ИКТ - грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации для получения доступа к информации, управления ею, её обработки,  оценки и создания для функционирования в современном обществе. Отметим, что в 9 классе учащиеся уверенно владеют всеми составляющими навыками ИКТ, которые помогают им  решать возникающие вопросы в учебной деятельности.
   В ходе освоения предмета изучения на вербальном уровне, в процессе дискуссии, при доказательстве решения сложных задач, учащиеся активизируют отрабатываемые знания, пробуют использовать их в сложных ситуациях. Таким образом, формируется глубокое понимание предмета изучения. Учащиеся, освоив методику учения, получают мощный методический инструмент, который, при условии правильного использования, позволяет им достигать лучших результатов.
   Помимо наблюдения за ходом проведения школьных занятий в 7,8 и 9 классах, нами был проведен анализ классных журналов, с целью определения уровня успеваемости учащихся. Результаты исследования отражены в графике I.      


   Как следует из графика,в 7 классе по математике, русскому языку и литературе оценку «3»за вторую четверть получили 53 % учащихся, 37 % - оценку «4» и только 10% учащихся – оценку «5». В 8 классе ситуация несколько отличается. Оценку «3» получило 63 % школьников, оценку «4» получил 31 %  и только 6 % учащихся получили оценку «5». Показатели успеваемости учеников 9 класса значительно лучше. Так, оценку «3» получило 42 % учащихся, оценку «4» - 41 % и «5» получили 17 % школьников.

  Наши наблюдения и анализ успеваемости учащихся 7,8 и 9 классов позволили заключить, что деятельность педагогов, имеющих ученую степень более эффективна.                    
   Стоит отметить, что работая над диссертационным исследованием и  защищая его, педагог-ученый проходит четыре этапа:
  Первый этап – подготовка и написание диссертации. На этом этапе соискатель определяется с темой работы, изучает соответствующую литературу.
  Второй этап- написание диссертации и автореферата. Работая над теоретической и практической частью диссертации, автор разрабатывает различные методики и  внедряет их в практику,  проводя различные эксперименты, пишет и публикует научные статьи, принимает участие в Международных, Всероссийских, региональных конференциях. Параллельно он работает над авторефератом диссертации, в котором кратко отражено основное содержание научного исследования.
  Третий этап -  подготовка к защите и защита диссертации. На этом этапе, помимо бюрократической  работы, соискатель представляет завершенную работу  научному сообществу. Работа проходит рецензирование. В случае положительного заключения работа допускается к защите в Диссертационном совете. После защиты диссертация, автореферат, научные труды автора, рецензии, отзывы и прочие документы направляются в Высшую аттестационную комиссию при Минобрнауки Российской Федерации, где работа, после прохождения экспертизы, утверждается и соискателю выдается диплом о наличии учёной степени.
  Четвертый этап – послезащитный период.
  Как видим, написание диссертации и получение ученой степени сложная, кропотливая, научная работа, которая должна учитываться и оцениваться не только в вузе, но и в общеобразовательной школе. К сожалению, на сегодняшний день порядок аттестации не предусматривает каких-либо преимуществ для педагогических работников, имеющих ученую степень, при прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.
  Вопросы о стимулирующих выплатах за ученую степень педагогам школ могут решаться по соглашению сторон или отражаться в коллективном договоре [1]. Очевидно, что зарплата преподавателя школы с ученой степенью должна быть выше зарплаты учителя с аналогичной квалификацией без ученой степени.
  В Письме Минобрнауки РФ № АФ-947 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 96 от 26.10.2004., сказано, что  работникам, которые имеют ученую степень по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин), при оплате труда устанавливается разряд выше на один по сравнению с разрядом, определенным на основе единой тарифной сетки. Новый разряд работнику не присваивается, но при оплате труда применяется тарифный коэффициент единой тарифной сетки, соответствующий более высокому разряду. Однако, с декабря 2008 года, единая тарифная сетка уже не применяется в связи с переходом Новую систему оплаты труда [5].
   Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 года №425н, минимальный оклад работников Федеральных бюджетных учреждений не должен быть ниже тарифных ставок в соответствии с единой тарифной сеткой [4]. Решая данную проблему, добропорядочный руководитель общеобразовательной школы должен подать заявку от бухгалтерии школы в региональный отдел образования на ежемесячную доплату педагогу с ученой степенью, и принять резолюцию по этому вопросу [3].
   Как следует из письма, полученного нами от Васильевой О.Ю., с 1 июля 2016 года минимальный месячный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 рублей.    Для выявления реального положения  педагогов, в сентябре 2016 года, нами был проведен опрос среди 15 преподавателей, имеющих ученые степени, которые работают в шести общеобразовательных школах города Карачаевска, Карачаево-Черкесской Республики. Опрос показал, что только у одного педагога в  трудовом договоре предусматривались стимулирующие выплаты. Во всех остальных случаях требовалась первая или высшая квалификационная категория.В школах Карачаевска доплаты кандидатам наук не предусмотрены, из-за недостаточного финансирования, отсутствия нормативных актов, четко прописанных положений в законе, обязывающих выплачивать педагогам школ стимулирующие надбавки за ученую степень. Эта проблема существует во многих общеобразовательных учреждениях России.
   Таким образом, изучив нормативно-правовую документацию по данной проблеме, существующую на сегодняшний день, мы пришли к выводу о том, что закон об образовании дает право общеобразовательным организациям самим решать вопросы о надбавках педагогам с  ученой степенью.
   Представленное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Она требует своего решения на общественном и всех уровнях государственной власти.
Библиографический список:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: Издательство «Омега-Л», 2007 – 88 с.
2. Педагогика. – М.: Окей-книга, 2007. – 48 с.
3. Педагог. Востребованность профессии [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://moeobrazovanie.ru/professions_pedagog.html - статья в Интернете.
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 425н "об утверждении рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями …примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений"[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/123755
5. О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901924084

http://sci-article.ru/stat.php?i=1475952156