Методика работы с технологиями критического мышления на уроках истории в 6 классе

21.06.2018

Методика работы с технологиями критического мышления на уроках истории в 6 классе

Методика работы с технологиями критического мышления на уроках истории в 6 классе
Власова Екатерина Игоревна
бакалавр
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
студент

Истомина Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры российской истории и документоведения, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация:

В ходе преобразования образовательного процесса на пути у педагогов появляются новые методы организации этого процесса. Так, в настоящее время особой популярностью пользуется методика критического мышления. В разных источниках дается обширное определение сущности этого метода. Общее у этих понятий одно: критическое мышление это рефлекторное, оценочное мышление, что дает отличие от творческого мышления, которому не свойственно давать оценку своей деятельности. В данной статье предлагается проследить методику критического мышления на уроках истории в средней школе, а именно в 6 классе.


Abstract:

During the transformation of the educational process in the way teachers have new methods of organizing this process. So, currently popular methods of critical thinking. In different sources provides an extensive definition of the essence of this method. The total of these concepts one: critical thinking is reflexive, evaluative thinking, which gives contrast to creative thinking, which do not tend to evaluate their activities. In this paper we propose to follow the methodology of critical thinking in history lessons in middle school and in 6th grade.


Ключевые слова:

школа; образование; история; технология; методика; мышление; нововведение; ФГОС.
Keywords:

school; education; history; technology; methodology; thinking; innovation; FGOS.

УДК 371
В XXI веке не является новым понятие «технология». Оно прошло долгий и тернистый путь, так Я.А. Коменский 400 лет назад говорил, что обучение является «техническим», т.е. таким, что всё, чему учат, не могло не иметь успеха. На основе этого, следует сформировать важнейшую идею технологии - гарантированность результата.
Проанализировав методическую литературу, а так же опираюсь на личный опыт, можно определить предмет педагогической технологии - это организованные на основе чёткого структурирования конкретные практические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания. В результате чего достигается результат в успешном усвоении учениками знаний, умений и навыков, а так же создаются условия для формирования ценных социальных норм и привычек поведения. Методисты выделяют около 100 определений понятия технология, если проанализировать их, то можно выделить общее: технология – это процесс, где действия спланированы, сконструированы, имеют последовательность [5, c. 10].
Следовательно, педагогическая технология – это спланированный метод создания, применения и определения целостного педагогического процесса и усвоения знаний с учетом личностных возможностей учеников, а так же технического оборудования, предназначенного для проведения урока.
Это жестко выстроенная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Можно сказать, что педагогическая технология – это четкая система взаимодействия ученика и учителя по планированию, организации и корректирования образовательного процесса, целью которого является достижение поставленных задач и целей для успешного усвоения материала.
Исходя из вышеперечисленных определений, выделяют задачи педагогических технологий:
•    сформировать устойчивые знания, закрепить умения и навыки, полученные на уроке;
•    закрепить социальные нормы  и особенности форм поведения;
•    способствовать развитию  технологического мышления, умения самостоятельно спланировать свою деятельность [4, c. 73].
Одной из популярной педагогической технологией  считается технология развития критического мышления - это структурированная система действенных методических приемов, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности и интересы обучающихся, вовлекать их в активное участие в учебном процессе.
Эта структура логична и научна, т.к. её этапы (фазы) соответствуют закономерным этапам когнитивной (умственной) деятельности личности:
1. Вызов. На данном этапе информация выслушивается, фиксируется, обсуждается, ведется работа как в группах, так и индивидуально.
2. Осмысление. Особенностью этапа считается непосредственный контакт с новым материалом, работа осуществляется индивидуально, но возможен и групповой контакт.
3. Рефлексия. Здесь происходит творческая переработка, анализ и структурирование изученной информации, осуществляется проверка и контроль усвоенного материала [2, c. 11].
В первой фазе ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому материалу (делает предположения), классифицирует информацию до её изучения, задаёт наводящие вопросы, на которые необходимо получить ответ, а так же возможно составление списка «изученной информации»; рассказ по ключевым словам; систематизация структурирование материала (предварительные кластеры, таблицы); верные - неверные утверждения; запутанные логические цепочки.
Во второй фазе ученики читают (слушают) текст параграфа, используют предложенные учителем активные методы чтения («инсерт»), делают пометки на полях или ведут записи в тетради по мере осмысления новой информации. Здесь учителем предлагается использовать методы активного чтения: отмечать значками «+, -, ?», которые ставятся на полях; интересный материал, а так же непонятные моменты в ходе ознакомления с новой темой.
В фазе «Рефлексия» учащиеся сопоставляют «новую» информацию со «старой»,  опираясь на знания, полученные при изучении материала и работы с ним. Здесь ученикам предлагается заполнение кластеров и таблиц, которые способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация дискуссий и т.д [3, c. 38].
Использование технологии критического мышления на уроках истории очень эффективно. В качестве примера рассмотрим урок истории России в 6 классе, тема «Нашествие с Востока».
В начале урока, на этапе актуализации знаний, ученикам предлагается проверить пройденный материал с помощью интеллектуальной игры «Своя игра». Для этого ученики делятся на две команды и по очереди выбирают блоки тем: «Блок персоналии», «Блок даты и события», «Блок понятия», «Блок процессы». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Таким образом, ученики с легкостью вовлекаются в учебную деятельность, активно учувствуют в процессе игры, а педагог имеет возможность оценить уровень знаний класса.
На втором этапе урока ученикам предлагается ознакомиться с текстом параграфа, используя метод «инсерт». Походы Батыя известны ученикам из детских сказок и мультфильмов, поэтому некоторую информацию по данной теме они встречали. Изучая параграф, учащиеся на полях делают пометки: «+» - я это знаю, «-» - я не согласен с этим, «?» - мне не понятно. По завершению работы ученики обмениваются информацией, помогают разобраться друг другу с непонятым материалом.
Данный прием предполагает от ученика не активного и внимательного чтения, непосредственной работы с материалом параграфа. Он учит не только читать, а вчитываться в текст, прослеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой другой информации. При использовании этого метода важно, чтобы отмеченные вопросы  не остались без ответа. Этим могут заниматься как сами ученики, так и учитель, но наиболее эффективным считается, так называется «взаимопомощь» [1, c. 43].
После прочтения и прорабатывания текста ученикам следует предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста, помеченные соответствующим знаком. Иногда этот приём называют «таблицей двойной записи». Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.
В качестве рефлексии обучающимся предлагалось заполнить схему «Последствия нашествия Батыя» по трем направлениям: политические, экономические и культурные. С помощью данного метода ученики демонстрируют знания, которые приобрели в течение урока. Этот вид работы эффективнее осуществлять индивидуально, так как это позволит полноценно охарактеризовать уровень работы каждого ученика.
В средней школе, а именно в 6 классе, использование подобных методов создает условия для формирования таких качеств как коммуникативность, информативность, мотивация к учебной деятельности. Так же, данный метод позволяет учителю организовать и провести интересный урок, который надолго запомнится ученикам, и, бесспорно, не пройдет бесследно. Использование педагогических технологий в современной школе необходимо, особенно, после внедрения в педагогический процесс Федерального Государственного Образовательного Стандарта, который сам по себе подразумевает опору на новые технологии. Урок истории позволяет использовать все возможные варианты метода критического мышления, поскольку этот урок затрагивает все формы взаимодействия учителя и ученика, ученика и средства обучения.
Библиографический список:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Дьяченко В.К. Методические рекомендации по организации коллективных, групповых, парных и индивидуальных учебных занятий в общеобразовательной школе. Гомель, 1983. 56 с.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М. : Просвещение, 2011. 223 с.
4. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками». М.: АПК и ПРО, 2002. 168 с.
5. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М.: Русское слово, 2008. 127 с.

http://sci-article.ru/stat.php?i=1472846063