Модель лидерских качеств младшего школьника

24.12.2018

Модель лидерских качеств младшего школьника

Модель лидерских качеств младшего школьника
Г.Р. Аспанова

«Молодежь основа нашего будущего, должна получить новые возможности строить свое будущее своими знаниями, созидательным трудом и энергией. Она должна активно продолжить формирование в ХХI веке Нового Казахстана развитого, конкурентоспособного и уважаемого в мире государства» говорится в проекте Концепции государственной молодежной политики до 2020 года [1]. На сегодняшний момент неоспорима прямая зависимость развития государства от человеческого ресурса.
Современное общество характеризуется особой интенсивностью реформ в социальной, экономической, политической и культурной областях. Происходит обновление ценностей, перестройка отношений. Новые реалии диктуют необходимость быстрого решения возникающих вопросов и проблем. В связи с чем возникает потребность в личностях, способных сплотить и объединить людей для быстрого решения общих задач. Осуществить это могут только те, кто обладает развитыми лидерскими качествами.
В Типовом комплексном плане по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 года среди прочих социальных ролей, которые должен уметь выполнять гражданин РК, указывается «лидер» [2].
В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в разных странах мира. Растет ее популярность в отечественной науке. На сегодняшний момент данную проблему исследовали: Есполов Б.Т., Козыбакова Г.М., Л.Ф. Адилова, А.Ж. Ибраев, Д.А. Игалиева, СС Фадин, А.Ч. Болатбаева, Б.Т. Куппаев, А.Т. Байтурбаева и др.
Мы считаем наиболее целесообразным формировать лидерство в период обучения ребенка в начальной школе, так как именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. Особенность поведения младшего школьника заключается в том, что действия ребенка становятся произвольными, а его эмоции сохраняют непроизвольность и яркость выражения. В этой разведенности произвольности и эмоциональности заложена одна из движущих сил его развития.
Понятие «лидерство» вполне правомерно употреблять относительно детей младшего школьного возраста, так как в этот период ребенок – полноценная личность.
Наиболее близкой нам позицией о представлении лидерства является позиция Евтихова О.В., который в качестве основных сущностных характеристик феномена лидерства выделяет следующие:
- лидером является тот, кто имеет последователей;
- лидерство формируется и проявляется в сфере взаимодействия;
- лидерство основано на авторитете; в основе авторитета лежат качества, имеющие высокую ценность для членов конкретной группы;
- лидерство основано на неформальном влиянии лидера;
- лидерство складывается из дискретных событий – актов лидерства;
- лидерство – когнитивный конструкт восприятия последователей [3].
Так как в процессе лидерства принимают участие как минимум две стороны: «лидер» и «последователи»полезно отразить следующие содержательные составляющие:
- лидерские качества;
- особенности восприятия лидера последователями;
- условия осуществления лидерства [3].
Несмотря на то, что теория черт была неоднократно раскритикована, мы считаем, что лидер все же должен обладать определенными качествами.
Выделение структурных компонентов модели лидерских качеств позволяет:
определить необходимые научно-практические направления для разработки психолого-педагогического обеспечения развития лидерства;
целенаправленно выстроить психолого-педагогическое обеспечение развития лидерства.
Е.П. Ходаева представляет структуру лидерских качеств следующим образом: сила личности, способность оказывать влияние на окружающих, способность к управленческой деятельности, экстравертированность, коммуникабельность, активность, интеллектуальные способности, интуиция, гибкость и пластичность, целеустремленность [4].
М.Н. Емельянова выделяет следующие компоненты: психофиологический (тип темперамента, здоровье), социальный (коммуникативные умения, самостоятельность, адаптивное поведение, инициатива и исполнительность, самооценка), интеллектуальный (развитие речи и дивергентное мышление), эмоциональный (умение понимать эмоциональное состояние другого человека и умение сопереживать) [5].
Л.М. Ботова представила модель личности подростка-лидера, состоящей из таких компонентов, как: мотивационный (общественно-значимая, позитивная направленность на содержание деятельности; стиль общения и взаимодействия в соответствии с нравственными нормами; позитивная направленность на сверстников в коллективе), операциональный (высокий уровень организаторских навыков и умений: организация деятельности, распределение обязанностей, самостоятельный выбор, решение проблемных ситуаций; высокий уровень деловых умений и навыков: планирование деятельности, проявление творчества, инициативы, видение, оценивание результатов; высокий уровень коммуникативной культуры: умение мотивировать, вдохновлять, убеждать, эффективное разрешение конфликта), перцептивный (адекватная оценка личностных качеств сверстников в коллективе; положительная эмоциональная поддержка сверстников в коллективе) [6].
Морозов И.Е. в своей модели лидерских качеств выделяет: общепрофессиональные качества (высокая теоретическая подготовка, способность находить решения в нестандартных ситуациях, способность влиять на других людей, умение распределять работу в коллективе), творческие качества (широкий общий кругозор, творческое отношение к работе, творческое мышление, умение брать на себя роль наставника), моральные качества (умение разбираться в людях, порядочность, честность, ответственность), коммуникативные качества (общительность, способность внушать доверие, хорошая постановка голоса, грамотная речь, способность разрешать социальные конфликты и вести переговоры) [7].
В модели лидерских качеств Евтихова О.В. выделено 4 основных блока:
Индивидуально-личностный, включающий в себя комплекс личностных и профессиональных качеств (жизненная активность и стремление к лидерству, моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках, ситуативная проницательность, знание и чувствование себя, уверенность в себе).
Социально-психологический, включающий в себя качества, преимущественно проявляющиеся в отношениях с другими людьми (межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей, умение создавать условия для самореализации последователей, справедливость по отношению к другим людям, коммуникативная компетентность, готовность поддержать в трудную минуту).
Организационно-управленческий, который включает в себя качества, востребованные в контексте организационных взаимоотношений (обращенность в будущее, видение перспективы, способность организовать группу на решение поставленной задачи, контролировать результаты совместной деятельности, благодарить и поощрять, умение создавать команду и управлять ею, способность представлять интересы группы во внешних инстанциях, деятельностная (оперативная) активность – способность принимать решения и совершать поступки тогда, когда этого требуют обстоятельства).
Перцептивно-лидерский, включающий качества, которые приписывают лидеру группы (личностный авторитет в группе, восприятие группой как лидера, наличие последователей, готовых следовать за лидером, наличие личных ожиданий членов группы от деятельности лидера, перенос части личной активности членов группы на лидера) [8].
Как мы видим, нет единого мнения относительно модели лидерских качеств, а модели лидерских качеств младшего школьника на сегодняшний момент не существует. Проанализировав представленные выше и другие модели, мы предлагаем следующую модель.
Так как, лидерство – это двусторонний феномен, т.е. представляющий собой лидера и последователей, то лидер должен обладать качествами, позволяющими ему самого себя воспринимать лидером и качествами, позволяющими другими воспринимать его лидером.
Качествами, позволяющими самого себя считать лидером, мы считаем:
- высокую самооценку;
- активную жизненную позицию и стремление к лидерству.
Качествами, позволяющими воспринимать его лидером другими, мы считаем:
- качества, заслуживающие уважение, авторитет определенного коллектива, доверие (справедливость, эмпатия, готовность помочь и др.);
- организаторские способности;
- коммуникативные способности;
- социальную ориентированность;
- ситуативную проницательность;
- общую компетентность.
Мы считаем, что выделение лидерских качеств, а соответственно, и решение задачи их развития необходимо осуществлять в контексте ситуационных факторов, в том числе особенностей совместной «жизнедеятельности» коллектива, специфики решаемых ею задач и характера взаимоотношений в коллективе, а также социодемографических особенностей членов коллектива.
Литература
1.    Концепция государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан-2020: путь в будущее»от 27 февраля 2013 года.
2.    Типовой комплексный план по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования от 29 июня 2012 года.
3.    Эффективное лидерство: учеб. пособие / О.В. Евтихов; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск, – 132 с. 4 Ходаева Е.П. Психолого-акмеологические условия и факторы раскрытия лидерского потенциала политика. Дис. канд.психол.наук. М., 2002.
4.    Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. Дис.к.п.н. Екатеринбург,
5.    Ботова Л.М. Педагогическая модель личности подростка-лидера в процессе воспитывающего взаимодействия в УДО // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. №24. С. 576-578.
6.    Морозов И.Е. Развитие лидерских качеств у студентов в процессе вузовского обучения. Дис.канд.психол.наук. –М., 2006.
7.    Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития: монография /О.В. Евтихов. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. – 288 с.

https://articlekz.com/article/19689