Подготовка будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертно-исполнительской деятельности

11.02.2019

Подготовка будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертно-исполнительской деятельности

Подготовка будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертно-исполнительской деятельности
Ж.Абельтаева

В статье рассматривается проблема подготовки будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертно-исполнительской деятельности. Раскрывается система готовности специалиста к концертным выступлениям, включающая в себя мотивационный, содержательный, технологический и результативный блоки, Представленные блоки содержат задачи, принципы, методы и этапы подготовки обучающихся к концертной деятельности. Система готовности будущего вокалиста музыкальной эстрады сформирована с учетом специфики профессиональной деятельности, способствует выработке у будущего специалиста познавательного интереса и активности, личностно-ценностной позиции в избранной профессии.
Подготовка будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертной деятельности позволила наглядно проследить особенности этого процесса, обобщить все лучшее, что накоплено в области профессионально-исполнительского мастерства. Предпринятый анализ теоретических материалов по проблеме исследования, полученных эмпирических данных послужили разработке определенной системы готовности специалиста к концертным выступлениям, включающей задачи, принципы, методы, этапы исполнительской подготовки в виде опорных блоков: мотивационного, содержательного, технологического, результативного.
Мотивационный блок готовности будущего вокалиста эстрады к концертно-исполнительской деятельности, характеризовался следующими задачами:
выработка позитивного отношения к исполнительству;
создание условий, обеспечивающих стимулирование профессионально-творческих и эмоционально волевых качеств личности;
определение адекватной самооценки готовности к концертной работе.
Особую значимость приобретали в исследуемом блоке деятельностный и культурологический принципы, опирающиеся на основные дидактические принципы обучения: единство художественного и технического развития, индивидуальности постепенности и последовательности в овладении исполнительским искусством. Кроме того к принципам готовности будущего специалиста к концертно-исполнительской деятельности в мотивационном блоке были отнесены:
интеграция видов исполнительства;
единство художественного и технического развития;
постепенность и последовательность в овладении мастерством;
индивидуальный подход к обучающимся;
преемственность и перспективность в обучении;
креативность.
Осуществляя краткую характеристику вышеназванных принципов, со своей стороны отметим: принцип интеграции видов исполнительства предполагает связь общехудожественной, эмоциональнопсихологической, вокальной и актерско-сценической подготовки артиста, так как овладение вокальным мастерством – комплексный процесс, содержащий интерпретацию исполняемых сочинений, пластичность, ритмичность в сценических движениях и др.; принцип единства художественного и технического развития предполагает неразрывную связь вокального искусства и художественно-образной трактовки сценического воплощения произведения; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством является основополагающим, проявляясь в разумном усложнении исполнительского репертуара; принцип индивидуального подхода к обучающимся имеет универсальный характер и в контексте исследования осуществляет учет всех аспектов вокально-сценической подготовки, включая: свойства темперамента, характера, волевые качества исполнителя; принцип преемственности и перспективности в обучении основан на преемственности имеющихся и вновь полученных исполнительских качеств музыканта, закрепляя и расширяя навыки в поиске собственного индивидуального стиля; принцип креативности характеризует профессиональную направленность процесса подготовки обучающихся, а именно: способность к вариативности, импровизационности, богатому воображению, саморазвитию и самоактуализации.
Содержательный блок системы готовности будущего вокалиста эстрады к концертной деятельности включал следующие задачи исследуемого процесса:
овладение профессиональным мастерством (вокальная техника, знания, умения, навыки, приемы художественно-образного воплощения произведений);
выработка индивидуального стиля в интерпретации исполняемых сочинений;
овладение актерско-сценическими способностями и др., основанных на познавательных процессах (внимание, воображение, музыкальное мышление, память) исполнительства. В данный блок мы сочли целесообразным отнести не менее значимую задачу создание позитивной психологической готовности на основе саморегуляции, рефлексии. По данному поводу, в частности, Ю.А. Цагарелли заключает:
«Необходимо формировать самооценку, самоконтроль, самокоррекцию и самонастройку (психологическую настройку)» [2, с. 322]. Причем особое значение приобретают не только указанные процессы исполнительской деятельности, но и навыки работы в студийных условиях со звукорежиссером и звукооператором, знакомство со звукоусиливающей аппаратурой и др.
Определенную роль в содержательном блоке также играют специальные методы: мысленного «пропевания» произведения в определенном тонусе; моделирования концертной ситуации, театрализации, ролевой подготовки, позволяющие регулировать процесс адаптации к оптимальному эстрадному состоянию. Одним из наиболее эффективных, на наш взгляд, является метод мысленного «пропевания» вокального произведения в определенном тонусе – «как бы на концерте» и с непременными воображаемыми ощущениями присутствия слушателей, резонанса зала, своего оптимального творческого состояния – всего того, что способствует стимулированию механизмов готовности к концертному выступлению, снижению уровня сценического волнения. В свою очередь, метод моделирования концертной ситуации предполагает предварительное знакомство с концертным залом, его акустикой, базируясь на широте музыкального кругозора специалиста, развитых музыкально-исполнительских умений, средств музыкально-художественной выразительности и т.д. «Создавая модель ситуации концертного выступления, – подчеркивает Ю.А. Цагарелли, – следует учитывать его основные особенности: итоговость, наличие стресс-фактора, сценичность. Учет итоговости означает: создание модели ситуации концертного выступления лишь при условии достаточной готовности программы; исполнение программы целиком и в полную силу. Учет стресс-фактора предполагает наличие стрессора, где в роли последнего могут выступать: люди, находящиеся на репетиции; звукозаписывающее устройство; соответствующая установка исполнителя. Учет сценичности содержит: обеспечение соответствующего внешнего вида артиста, … слушателей; выполнение необходимых сценических движений музыкантом-исполнителем» [2, с. 325].
Метод театрализации направлен на использование элементов сценической игры в рамках музыкальноэстрадной драматургии, вырабатывая умение сосредоточить внимание на актерском мастерстве исполнителя. Выступление с элементами сценической игры в вокальном исполнительстве артиста эстрады подводит его к необходимости соблюдать присущие закономерности драматического искусства. Касаясь метода ролевой подготовки, считаем уместным подчеркнуть, что он использовался с 1966 года как психотерапевтический (имаготерапия), связанный с именем И.Е. Вольперта, в ходе которого с помощью имаготерапии осуществлялась тренировка больного к воспроизведению определенных типичных образов в лечебных целях. Впоследствии его стали применять как разновидность игровой терапии. В свою очередь, метод ролевой подготовки в вокальном исполнительстве заключается в том, что обучающийся представляет себя в роли какого-либо известного артиста, музыканта, не подверженного эстрадобоязни. В целом, комплексная методическая подготовка вокалиста эстрады, включающая: наблюдение за выступлениями выдающихся артистов, практическое воплощение на сцене приобретенных навыков, совершенствование сценического мастерства, позволяет достичь желаемого успеха в концертно-исполнительской деятельности.
Технологический блок системы готовности будущего вокалиста к эстрадной концертно-исполнительской деятельности опирается на ряд видов обучения: индивидуальную, репетиционную (диалог педагога и студента); аутотренинг, (саморегуляция, самокоррекция внутренних психических состояний), концертную (с последующим обсуждением выступлений). К этапам готовности обучающихся к исполнительству были отнесены:
диагностический(определение реальных возможностей, музыкальных способностей и вокальных сценических данных);
поисковый (ценностно-ориентированный, оптимальный отбор репертуара для каждого исполнителя, анализ художественно-образного воплощения произведения);
формирующий (вокально-техническая и сценическая работа);
творческий (исполнительская интерпретация вокально-эстрадной музыки, овладение техническими средствами, работа со звукоусиливающей аппаратурой). «С микрофоном нужно начинать работать тогда, когда вы уже имеете определенные вокальные навыки, а самое главное – поете на опоре, изучили на практике работу диафрагмального дыхания, – считает Л.В. Романова. – …микрофон усиливает звучание голоса, выявляя все достоинства и недостатки вокальной подготовки… стоит ли подчеркивать плохое некачественное пение? Только когда вы научитесь владеть своим инструментом – голосом, не стыдно будет усилить его звучание» [1, с. 27].
Результативный блок завершает систему готовности будущего вокалиста эстрады к концертноисполнительской деятельности, который включал компоненты: потребностный (профессиональнозначимые установки и стимулы к овладению музыкальным искусством);эмоционально-образный (возможности к созданию индивидуального, оригинального стиля исполнения); рефлексивный (навыки самооценки, самоанализа, самокоррекции исполнительских действий);художественно-операциональный (творческие исполнительские умения и навыки в осуществлении художественного замысла сочинения, с учетом его интонационных, жанровых и стилевых особенностей).
В целом, обобщая вышеизложенное, отметим: в подготовке будущего вокалиста музыкальной эстрады к концертно-исполнительской деятельности необходимо его ориентировать не только к воплощению художественно-образных идей, но и непосредственно осуществлению творческого проектирования в искусстве сценической импровизации; вырабатывать у специалиста познавательный интерес и активность, личностно-ценностную позицию в избранной профессиональной деятельности.
Литература
1.    Романова, Л.В. Школа эстрадного пения / Учеб.пособие. СПб.: Планета музыки
2.    Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. / Учеб.пособие. – СПб.: Композитор

https://articlekz.com/article/19681