Воспитательные механизмы методики интерактивного обучения

25.03.2019

Воспитательные механизмы методики интерактивного обучения

Воспитательные механизмы методики интерактивного обучения
М.Амирова

В социально-экономическом развитии любой страны сфера образования является первоочередным приоритетом. Именно от качества образования зависит рост потенциала страны, ее конкурентоспособность, достижение главной цели повышение благосостояния народа.
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, отмечается актуальность проблем повышения конкурентоспособности образования, модернизации системы образования в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития страны [1].
В связи с этим, следует подчеркнуть роль учителя в школе, преподавателей в колледжах и вузах, необходимость высокой компетентности в организации целостного педагогического процесса в учреждениях образования.
Престиж педагогической науки и практики во многом определяется профессиональной готовностью педагогов к освоению инноваций, к использованию в ходе обучения инновационных технологий, мастерством учителя (преподавателя), его глубокими познаниями в области теории и методики преподавания учебной дисциплины.
Так, большинство педагогов умело применяют на занятиях различные технологии преподавания, среди которых особую популярность в последнее десятилетие получила интерактивная методика обучения.
«Interact» в переводе с английского означает «активное взаимодействие» [2]. То есть, обучающиеся получают возможность для активного обсуждения темы учебного занятия, высказывают собственное мнение, делают предположения, дискутируют, учатся взаимодействовать с разными людьми, находясь в одной группе. При этом преподаватель выступает в роли организатора и координатора педагогического процесса. Ясно, что методика проведения учебных занятий с использованием интерактивных методов и приемов обучения требует тщательной подготовки педагога с разработкой плана, заданий, вопросов, дидактического материала и т.п.
Опытные преподаватели, применяя методику интерактивного обучения, готовят достаточно большое количество раздаточного материала: от литературных текстов малого объема до использования книг, газет, журналов, которые могут вызвать познавательный интерес и активизировать деятельность обучающихся на занятии.
Вне сомнения, много времени требуется для подготовки к учебным занятиям с использованием интерактивной методики. Необходимо самому педагогу прочесть определенный объем литературы, отобрать актуальный материал, распределить его использование по частям, дозировать время на их прочтение учащимися на уроке.
В интерактивной методике важное значение имеют такие виды деятельности обучающихся, как: чтение, письмо, говорение, слушание, мышление. Соответственно, отбирая методы и приемы обучения, педагог планирует при использовании данной методики повысить качество чтения, качество письма, способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности обучающихся.
К примеру, метод беседы определяется постановкой вопросов. Методика интерактивной беседы предполагает диалог участников, где от умения четко задавать вопросы зависит качество ответов. Вопросы должны иметь строгую последовательность, обеспечивающую логическое содержание, должны быть точными и лаконичными. Существуют, так называемые, методы:
сократической беседы;
метод развернутой беседы;
метод перекрестной дискуссии, дебаты;
метод создания проблемной ситуации и другие.
Все эти методы основаны на вопросах и ответах. Роль преподавателя заключается в умении грамотно направлять ход беседы или дискуссии, умение поощрять глубоко содержательные ответы, их обоснованность, умение четко задавать вопросы, координировать взаимодействие обучающихся.
В теории целостного педагогического процесса воспитательные механизмы определяются взаимоотношениями между его участниками, характеризующиеся следующим образом: ученик-ученик, педагогученик, ученик-группа обучающихся, группа обучающихся-педагог и т.д.
Известный казахстанский ученый, автор теории целостного педагогического процесса Н.Д. Хмель пишет: «Если отношения учителя и учащихся строятся на взаимном уважении и доверии ( как в хорошей семье), на взаимной ответственности, тогда все то, что делается учителем воспринимается положительно и дает дополнительное усиление влиянию других факторов, в том числе и личности самого воспитателя...
» [3, 122]. В этом суть первого воспитательного механизма. И далее: «Второй воспитательный механизм педагогического процесса…не менее важный, чем первый. Это взаимоотношения учащихся» [3, 123].
Воспитательные механизмы в интерактивном обучении способствуют формированию у обучающихся таких личностно значимых качеств, как:
толерантность;
общительность;
ответственность;
корректность;
креативность;
культура общения;
уважительное отношение к чужому мнению (возможно прямо противоположному);
чуткость;
внимательность;
сопереживание.
Участники учебного занятия в интерактивном режиме приучаются взаимодействовать, работая индивидуально, в паре или в группе. Создается учебная ситуация, где каждый член группы при выполнении задания должен проявить свои качества и способности. И в этой ситуации у обучающихся возникает возможность для развития познавательной активности, творческих способностей, формирования качеств взаимопонимания, взаимовыручки, ответственности каждого за качество общего дела.
Особо следует отметить методы интерактивного обучения, связанные с инсценировкой ситуации или составлением кластеров, графических органайзеров, работой над составлением учебных кроссвордов, ребусов и др. Интерес, вызванный выполнением общегруппового задания, способствует повышению эрудиции, расширению кругозора, воспитанию доброжелательных отношений друг к другу, созданию в коллективе атмосферы творчества и радости учения.
Педагог, наблюдая совместную работу обучающихся, может в ходе занятия подходить к каждой группе, беседовать со всеми или с отдельными учащимися, задавать вопросы и определить какой вклад внес в общее дело каждый из группы. Очень часто робкий, стеснительный ученик, включаясь в выполнение группового задания, проявляет творческую активность, с интересом начинает читать, писать, размышлять.
Воспитательные механизмы интеративного обучения имеют особую значимость в развитии такого качества у человека, как толерантность. В повседневной жизни мы часто наблюдаем такую картину, когда люди в диалоге проявляют нетерпеливость, перебивают друг друга, повышают тон голоса, выражают недовольство друг другом. В интерактивном обучении обучающиеся учатся проявлять уважение к мнению других людей. Возможно, это мнение, совершенно противоположное, но умение выслушать, найти веские аргументы и убедить партнера по диалогу в своей правоте, говорить доказательно и обоснованно – таковы правила интерактивной методики, способствующие воспитанию культуры общения и толерантности.
Взаимодействие, готовность поделиться знаниями и опытом, чувство сопереживания, сочувствия – это также признаки методики интерактивного обучения. Только взаимопонимание участников педагогического процесса способно активизировать совместную деятельность, создать творческую атмосферу в группе, осуществить достижение целей учебного занятия.
Вне сомнения, для эффективного применения методики интерактивного обучения, педагогу требуется тщательная подготовка, связанная с планированием всех деталей учебного занятия: раздаточный материал, отбор методов и приемов, чтение основной и дополнительной литературы, дозировка времени на каждый метод или прием обучения, готовность ответить на вопросы и т.д. При этом важно обратить внимание на воспитательные механизмы педагогического процесса, которые играют огромную роль в формировании личностно значимых качеств обучающихся.
Литература
1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2010.
2. Oxford Russian mini lectionary. – Англо-русский // 40.000 слов и выражений 60.000 переводов. – Oxford university press. 2008.
3. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.

https://articlekz.com/article/19673