Научные подходы формирования ключевых компетенций менеджеров образования

22.04.2019

Научные подходы формирования ключевых компетенций менеджеров образования

Научные подходы формирования ключевых компетенций менеджеров образования
М.М. Книсарина, А.Жунусбекова

В данной статье анализируются основные научные образовательные подходы применительно к процессу профессиональной подготовки менеджеров образования в вузе. На основе теоретического анализа выявляется наиболее эффективный научный подход для формирования и развития ключевых компетенций менеджеров образования.
В мировой практике в системе образования понятие компетентности как одной цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий. Согласно с этим включение в образовательные цели высшей школы формирование ключевых компетенций и связанных с этим изменений методов учебной работы является основным направлением реформирования высшего образования. Содержание образования при этом и логика его развертывания в педагогическом процессе является основой развития профессионализации личности обучаемого.
Процесс профессиональной подготовки будущих менеджеров образования мы рассматриваем в контексте личностно ориентированной парадигмы образования, а в качестве научно-методологического подхода не исключаем все существующие подходы.
Компетентностный подход в сфере образования – новое, активно обсуждаемое явление многими учеными, такими как Е.Я. Коган, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Давыдов, Г.П. Щедровицкий, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский, И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин, В.А. Болотов, В.В. Сериков, А.Н. Кузибецкий, О.С. Таизова, О.Н. Лебедев, Н.Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов, А.Н. Кузибецкий, А.Г. Сапаржак, Е.Н. Поливанова, Ю.В. Сенько, А.М. Аронов, Б.И. Хасан, А.Л. Андреев, И.А. Зимняя [1, 2].
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность специалиста, а умение разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях: а) в познании и объяснении явлений действительности; б) при освоении современной техники и технологии; в) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; г) в практической жизни при выполнении социальных ролей.
Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода создание ситуаций и поддержка действий, которые могут принести к формированию той или иной компетенции.
Как отмечают В.А. Болотов, В.В. Сериков, «Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является скорее следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта» [3, с. 12].
Цель компетентностного подхода – обеспечить профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, научно-методической, исследовательской деятельности.
Задачи компетентностного подхода: а) формирование у будущего специалиста ценностных отношений к собственному профессиональному образованию и профессиональной деятельности; б) развитие творческого потенциала его личности; в) воспитание полноценной направленности, готовности к самореализации в обществе.
Компетентностный подход эффективно будет реализован в комплексе гуманистического, развивающего, деятельностного подходов.
Особая роль в становлении гуманистической парадигмы в образовании личности принадлежит Э.Фромму, Ж.П. Сартру, В.Франклу, Н.Бердяеву, А.Маслоу, К.Роджерсу, М.Рюбарту, Г.Коолью, К.Патерсону, У.Перки, Ч.Ратбоуну, Р.Мей, Г.Олпорту, К.Роджерсу, К.Д. Ушинскому, Н.И. Пирогову, Л.Н. Толстому, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, К.Н. Вентцелю, В.Буткевичу, И.И. ГорбуновуПосадову, С.Н. Дуроглину, Ш.А. Амонашвили, А.П. Сейтешеву, А.А. Бейсембаевой, Ю.Г. Волкову, С.Братченко [4]. Отправная точка зрения данной концепции – признание уникальности, индивидуальности, безусловной ценности каждого единичного человеческого бытия, каждой личности. Признавая высшей потребностью человека потребность в самореализации, самоактуализации, гуманистические философия и психология видят важнейшее условие их реализации в сохранении и развитии человеком своей уникальности, принятии себя, в осуществлении своего индивидуального личностного выбора как механизма обретения человеком свободы, в возложении на себя ответственности за сделанный выбор. При этом личностный рост и становление человека происходит в партнерстве с другими, в процессе установления гуманных межличностных отношений, основанных на доверии, открытости, любви.
Сторонники гуманистического направления Ж.Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, А.П. Сейтешев, Ш.А. Амонашвили, Э.Г. Кравцова, М.Н. Берулава [4] и др. большое внимание уделяют личности преподавателя в процессе обучения и «педагогической этике», утверждающей гуманное начало воспитания как важнейшую черту педагогической культуры преподавателя.
В педагогическом процессе в гуманистической парадигме основная идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к саморазвитию. Основная роль преподавателя в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения со студентами и создать психологический климат, который способствовал бы личностному росту в будущей профессиональной деятельности.
По мнению ученых ключевые компетенции менеджера образования могут быть развиты в деятельностно-развивающем подходе [5].
Сущность деятельностного подхода и развивающего обучения в том, что происходит направленность исследования любых дидактических объектов, при которой они изучаются с точки зрения процесса учебной деятельности обучающейся и руководящей деятельности преподавателя, где обучающийся рассматривается как самоизменяющийся субъект учения.
В деятельностном подходе выделяются три тенденции:
- установить структурную единицу деятельности «клеточку», цикл ее, законченный акт;
- раскрыть структуру такой единицы, систему действий (этапов), которые ее образуют;
- использовать единицу деятельности, цикл для анализа описания и организации.
В деятельностном подходе в дидактике выделяют функциональный цикл деятельности, включив ее в операционную структуру действия, который должен выполнить обучающийся при осуществлении какойлибо цели в процессе достижения требуемого результата.
По мнению З.М. Садвакасовой, «развивающе-деятельностный подход» остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, таких как: организация учебного процесса педагогом (аудитория, время, место проведения и т.д.); ориентировочно-деятельностная направленность (в профессиональной деятельности); мотивация; проблемные задачи; «субъектно-субъектные» отношения (сотрудничество, совместное, активное участие обучающихся и педагога) и другие.
Суть развивающего обучения заключается в том, что знания должны быть получены в совместной деятельности обучающего с преподавателем и сформулированы самим субъектом обучения.
Рассмотренные нами тенденции показывают, что формирование широкого мировоззрения возможно только за счет освоения современного знания и компетентностного подхода. Эти тенденции необходимо рассматривать как признак качественного создания системы подготовки менеджеров образования и соответствующих изменений в системе образования.
Основными характеристиками компетентностного подхода в комплексе с гуманистическим, развивающе-деятельностным подходом в подготовке менеджеров образования в вузе является специфическая целевая направленность и позиции участников:
- атмосфера доверия и взаимной доброжелательности;
- превращение обучающегося в подлинного субъекта учебного процесса, полноценно реализующего в нем свой способ жизнедеятельности, свою индивидуальность, а преподавателя – в организатора, координатора деятельности обучающегося;
- моделирование деятельности, предполагающей сотрудничество и свободу в принятии решений.
Мы считаем, что компетентностный подход в процессе подготовки менеджеров образования позволяет наиболее полно охватить все стороны деятельности, а главное на достаточно высоком уровне сформировать и развить ключевые компетенции. При этом мы исходили из того, что объект деятельности менеджера образования – это образовательное учреждение как система. Отсюда познавательная и преобразующая деятельность менеджера должна охватывать как всю систему, так и ее отдельные подсистемы.
Целостная деятельность специалиста, т.е. обобщенная деятельность, является развивающейся системой с характерными этапами развития, которые в совокупности определяют цикл взаимодействия специалиста и объекта – системы. Каждой стадии цикла соответствуют определенные виды профессиональной деятельности в соответствии с общей целью. Основываясь на этом, мы считаем, что основной структурной единицей деятельности менеджера является вид деятельности как область компетенции, которые следует формировать и развивать непрерывно.
Наши исследования, проведенные среди действующих менеджеров образования в школе (директора и заведующие по учебно-воспитательной работе начального звена), показывают, что до 43% их обладают управленческим мышлением на стихийно-эмпирическом уровне и в своей работе, в основном, опираются на приобретенный опыт в повседневной практике. Важным является показатель 74%, указывающий на необходимость компетентностного подхода в практике подготовки менеджеров образования При оценке экспертами качеств, необходимых менеджеру для успешного управления современной школой, 91% составляют качества, характеризующие деятельность личности специалиста с развитыми ключевыми компетенциями.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что подготовка управленческих кадров, обновление знаний и умений, компетенций и компетентности стали ключевым фактором развития индивида. Компетентностный подход обеспечивает эффективную подготовку менеджеров образования, так как требует «изменить принцип организации обучения и роли обучающегося в нем от пассивного получателя знаний к активному субъекту образовательной деятельности». Деятельность преподавателя оценивается с точки зрения способности его «организовать такую среду, которая побуждает обучающегося к совершенствованию, сотрудничеству», сомнению и т.д. тем способам, которые формируют предполагаемый образ жизни и соответствующий ему тип личности.
Выделенный нами компетентностный подход в подготовке менеджеров образования – это целостный процесс образования личности. Способы жизнедеятельности, которые необходимо актуализировать в образовательном процессе, охватывают все сферы личности: и интеллектуальную, и поведенческоволевую, и эмоционально-чувственную. Их спектр и соотношение – один из показателей целенаправленности профессиональной деятельности менеджера образования.
Компетентностный подход обеспечивает с одной стороны, формирование у будущих менеджеров образования ключевых компетенций, то есть готовности к постоянному «саморазвитию», с другой стороны – способствует «самореализации» личности в деятельности, формирует психологическую готовность руководителя к стрессам, физическим и умственным перегрузкам.
Литература
1.    Лебедев О.Н. Компетентностный подход в образовании // http://www.nekrasovspb.ru/publikation/cgi-bin/publ.cgi. 2 Алексеева Л.Л. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования // http://bank.ooipkro.ru/Text/t0_1.htm.
2.    Харламова Т. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление // http://psu.Iseptember.ru/2002/20/2.htm.
3.    Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации // Педагогика. №5. С. 21-25.
4.    Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. – Майкоп: Адыг. гос. ун-та 1994.-224 с.

https://articlekz.com/article/19669