Опыт проведения дискуссии как метода интерактивного обучения

29.04.2019

Опыт проведения дискуссии как метода интерактивного обучения

Опыт проведения дискуссии как метода интерактивного обучения
Г.М. Чумбалова, Т.К. Бердалиева, З.К. Кокенова

Статья образовательные, воспитательные и развивающие цели на занятиях по русскому языку, авторы статьи делятся опытом проведения дискуссии со студентами первого курса факультета общей медицины КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова (ОМ-14-30-1) на тему «Уникальные открытия учёных-медиков».
На занятии студенты обсуждали, рассматривали, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёных медиков можно поставить на первое место в мире с точки зрения его пользы для всего человечества: открытие наркоза, открытие палочки Коха или открытие пенициллина. К дискуссии студенты готовились заранее. Они предварительно разбились на триады и должны были подготовиться к защите «своего» уникального открытия. Каждая триада доказывала уникальность своего открытия.
Дискуссия завершается тем, что студенты приходят к выводу: каждое из рассмотренных великих открытий занимает своё почётное место в медицине, каждое является по-своему уникальным и значимым для всего человечества, и будущие врачи навсегда сохранят великое уважение к Уильяму Томасу Грину Мортону, Роберту Коху, Александру Флемингу и их уникальным открытиям.
В конце дискуссии преподаватель предлагает студентам провести самоотчёт, во время которого студенты отвечают на такие вопросы: с какими новыми терминами они познакомились во время подготовки к дискуссии и во время неё, какой стиль речи они использовали во время дискуссии, какой тип речи они использовали при выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами и др.
В настоящее время, в условиях бурных дискуссий и полемики остро ощущается нехватка культуры дискуссионного общения. Люди мало задумываются над своей деятельностью в публичных спорах: ведущие над тем, как вести дискуссию, выступающие над своей аргументацией. В результате так называемые "дискуссии" превращаются в хаос, их участники нередко терпят поражение, проблемы не решаются.
Между тем, вопросы методики аргументации (что составляет основу дискуссии) были предметом размышлений ученых Древнего Китая и Индии, Древней Греции и Рима Протагора и Сократа, Платона и Аристотеля.
Различные подходы к исследованию Феномена дискуссии связаны прежде всего с проблемами аргументации. При этом одни исследователи обращают внимание на личностные аспекты аргументации в дискуссии, другие на логическое ее строение, третьи на лингвистические средства.
Однако современное состояние общества требует такого подхода к исследованию феномена дискуссии, который способствовал бы решению проблем культуры дискуссионного общения.
Активно развивающийся последние десятилетия коммуникативный подход к языку, ориентирующий прежде всего на текст как на основную единицу общения, позволяет рассмотреть дискуссию как речевое произведение, как цельную коммуникацию с точки зрения эффективности дискуссионного общения.
Мы рассматриваем дискуссию как одну из форм организации публичного спора, которая создается совместными усилиями участников дискуссии и ведущего. При этом ведущему (в нашем случае – педагогу) отводятся организующая и интегрирующая роли, без которых дискуссия не будет существовать как речевое произведение.
Ставя образовательные, воспитательные и развивающие цели на занятиях по русскому языку, мы внедрили метод проведения дискуссии («круглого стола»), которую можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию.
В данной статье нам хотелось бы поделиться опытом проведения дискуссии («круглого стола») со студентами первого курса факультета общей медицины КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова (ОМ-14-30-1) на тему «Уникальные открытия учёных-медиков». Дискуссия – это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
На данном занятии студенты под руководством преподавателя обсуждали, рассматривали, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёных-медиков можно поставить на первое место в мире с точки зрения его пользы для всего человечества. Речь шла о трёх великих открытиях: открытии наркоза, открытии палочки Коха и открытии пенициллина. К дискуссии студенты готовились заранее. Они предварительно разбились на триады и должны были подготовиться к защите «своего» уникального открытия.
Во вступительном слове преподаватель говорит, что дискуссия – это обсуждение, рассмотрение, исследование какого-либо вопроса, и сначала каждая триада должна попытаться донести до слушателей сущность своего открытия с помощью вопросов, задаваемых участниками дискуссии, а затем говорить о важности открытия. Начинается дискуссия с того открытия, которое было сделано раньше всего – это наркоз.
Преподаватель предлагает триаде, готовившей материал о наркозе, высказаться. Представитель триады говорит о том, что обозначает слово наркоз. Присутствующие интересуются, насколько важен наркоз во время операции, когда операция под наркозом была произведена впервые, когда в России впервые использовался наркоз. Далее обсуждается вопрос о видах наркоза, об использовании хлороформа. В аудитории возникают разногласия в вопросе, все ли учёные-хирурги приняли этот метод, существует ли достаточно научной литературы о наркозе. Первая триада защищается, утверждая, что есть достаточно литературы о наркозе, например, монографии Н.И. Пирогова «Наблюдение над действием эфирных паров как болеутоляющего средства в хирургических операциях» и «Практические и физиологические наблюдения над действием паров эфира на животный организм». Кроме того, в «Отчете о путешествии на Кавказ», написанном также в 1847 году, имеется большой и интересный раздел «Анестезирование на поле боя и в госпиталях».
После обстоятельного обсуждения вопроса о важности наркоза преподаватель предлагает триаде поставить точку в споре каким-нибудь утверждением-доказательством. На это член первой триады утверждает, что после первого применения наркоза Н.И. Пирогов писал: «Эфирный пар есть действительно великое средство, которое в известном отношении может дать совершенно новое направление развитию всей хирургии».
После обсуждения вопроса об открытии наркоза преподаватель предлагает побеседовать о другом уникальном открытии – открытии палочки Коха. Представитель второй триады говорит, что туберкулез – это опасное инфекционное заболевание, передающееся в 95% случаев воздушно-капельным путем, которое без своевременной диагностики и лечения может привести и инвалидности и смерти. Обсуждаются вопросы о первых проявлениях туберкулёза, о возможности заболеть туберкулёзом, о путях заражения этой опасной болезнью, о том, кто в большей степени заражается туберкулёзом, о странах, где распространено заболевание, о причинах, которые ведут к болезни, об очагах распространения туберкулёза в Казахстане.
При обсуждении вопроса об открытии туберкулёзной палочки преподаватель высказывает мнение о том, что дискутирующие отклонились от темы дискуссии. Ведь надо говорить об уникальных открытиях учёных-медиков. Начинается обсуждение вопроса, кем и когда была открыта туберкулёзная палочка. 24 марта 1882 года на заседании Берлинского физиологического общества Роберт Кох сделал доклад
«Этиология туберкулеза», после чего буквально в течение нескольких дней стал всемирно знаменитым. И это понятно, потому что туберкулез был неистребимой болезнью, уносящей сотни тысяч жизней независимо от возраста и общественного положения. Многие великие люди страдали и умирали от этого заболевания. Студенты показывают слайды и фотографии великих людей: лауреатов Нобелевской премии Эрвина Шредингера, Ромена Роллана, президента США Эндрю Джексона, османского султана Махмуда II, актрисы Вивьен Ли, писателей А.Чехова, М.Горького. В процессе дискуссии возникает вопрос, можно ли вылечиться от туберкулёза, ведь это неизлечимое заболевание. Представитель второй триады утверждает, что это не так. В настоящее время болезнь можно вылечить, но если она не запущена. Разговор об открытии туберкулёзной палочки Коха приводит дискутирующих к выводу, что туберкулёз является грозным заболеванием. То, что Роберт Кох нашёл возбудителя этого заболевания, делает это открытие уникальным.
Третьим уникальным открытием, о котором беседует группа, является открытие пенициллина. В 1928 году великий британский бактериолог Александр Флеминг обнаружил, что в одной из чашек Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Колонии бактерий вокруг плесневых грибов стали прозрачными из-за разрушения клеток. Флемингу удалось выделить активное вещество пенициллин, разрушающее бактериальные клетки. Вслед за Флемингом исследования пенициллина продолжили американцы Флори и Чейн. Во время дискуссии возникает вопрос, снижает ли случайность открытия пенициллина значимость этого открытия. Третья триада защищается. Действительно, обнаружение пенициллина было чистой случайностью. Но эту случайность можно назвать уникальной, потому что случайно открытый пенициллин спас жизнь миллионам людей. Например, антибиотик пенициллин помогает справиться с такими заболеваниями, как сифилис, гангрена и обсуждаемый нами туберкулёз.
Представитель первой триады утверждает, что открытие антибиотиков, как и открытие наркоза, спасло много жизней во время Великой Отечественной войны. С этим соглашаются дискутирующие. Действительно, во время операций нужно было пользоваться и наркозом и использовать антибиотики. В процессе беседы возникает вопрос о том, что в настоящее время пенициллин утратил свою былую значимость. В дискуссии выясняется, что, действительно, пенициллин в настоящее время используется не всегда. Врачи чаще назначают цефазолин и его производные. Но ведь это тоже антибиотики, как и пенициллин. Преподаватель спрашивает, можно ли на основе всего выше сказанного считать, что самым уникальным открытием является пенициллин? Представитель первой триады не согласен. Он считает, что открытие наркоза стоит на первом месте по значимости. В настоящее время без наркоза не проходит ни одна операция. Например, все полостные операции, операция на мозг, сердце, лёгкие, операции при туберкулёзе, операции на весь желудочно-кишечный тракт не обходятся без применения наркоза. Сюда же относится удаление желчного пузыря, операция на поджелудочную железу, гинекологические и урологические заболевания, операция на костно-мышечную систему, замена коленного и тазобедренного сустава при артрозе и многие другие операции. То есть, можно назвать много моментов, когда необходим наркоз. В настоящее время без наркоза нет хирургии. Поэтому триада считает наркоз самым уникальным открытием учёных-медиков.
С этим утверждением не согласна вторая триада, которая считает, что открытие туберкулезной палочки Коха является самым уникальным открытием. Ведь было время, когда в мире от туберкулеза умирал каждый седьмой человек. Если бы не было такого уникального открытия, то кто знает, какое бы количество людей погибло от этого грозного заболевания. Мир потерял великих русских писателей Чехова, Горького, великого казахского просветителя Чокана Валиханова, великую американскую актрису Вивьен Ли и других людей, известных всему миру. Поэтому вторая триада открытие палочки Коха считает самым уникальным открытием.
Спор разгорается. Открытие палочки Коха является самым уникальным? Однако третья триада считает, что открытие Александром Флемингом пенициллина вот самое уникальное открытие. Потому что и после операции, и во время лечения туберкулеза необходимы антибиотики. Это доказывает, считают ребята, что самым уникальным открытием является открытие пенициллина.
Каждая триада упорно доказывает уникальность своего открытия, и каждая триада по-своему права. Однако хотелось бы прийти к какому-то одному мнению. Положение спасает представитель второй триады: «Сегодня мы говорили о трёх великих открытиях: открытии наркоза, открытии палочки Робертом Кохом и открытии пенициллина. Мы в своей дискуссии обсудили, рассмотрели, исследовали вопрос о том, какое уникальное открытие учёных-медиков можно поставить на первое место с точки зрения его пользы для всего человечества. Но мне кажется, что каждое из рассмотренных великих открытий занимает своё почётное место в медицине. Мы не можем сказать, что открытие наркоза менее важно, чем открытие пенициллина, а открытие пенициллина менее важно, чем открытие палочки Коха. Дискуссия о трёх уникальных открытиях показала, что каждое из рассмотренных открытий является по-своему уникальным и значимым для всего человечества. Предлагаю закончить данную дискуссию на дружеской ноте. Сегодня мы как будущие врачи многое узнали об уникальных открытиях учёных-медиков и навсегда сохраним великое уважение к Уильяму Томасу Грину Мортону, к Роберту Коху и Александру Флемингу и их уникальным открытиям».
Проведена интересная и содержательная дискуссия об уникальных открытиях учёных-медиков. Студенты хорошо к ней подготовились, каждая триада вполне доказала своё мнение. Но в этой дискуссии победила дружба и искреннее преклонение перед великими учёными-медиками, которые, спасая человечество, сделали такие уникальные открытия.
После дискуссии каждому студенту хотелось бы знать, чему научила его дискуссия. Преподаватель предлагает студентам провести самоотчёт.
Самоотчёт – это ответы на следующие вопросы:
Вопрос: С какими новыми терминами я познакомился во время подготовки к дискуссии и во время неё?
Ответ: Во время подготовки к дискуссии и во время неё я познакомился с такими терминами: ингаляция, комбинированный, парентеральный, ректальный, хлороформ, пенициллин, операция, туберкулёз, анестезирование, этиология, антибиотик, цефазолин, гангрена, туберкулёзная палочка, палочка Коха, сифилис и др.
Вопрос: Какой стиль речи я использовал во время дискуссии?
Ответ: Во время дискуссии использовался разговорный стиль речи с некоторыми элементами научного стиля.
Вопрос: Какой тип речи я использовал при выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами?
Ответ: При выяснении какого-либо понятия, доказательства или опровержении какой-нибудь мысли, выявлении причинно-следственных связей между фактами я использовал тип речи – размышление.
Вопрос: Использовались ли мною при рассуждении тезисы, аргументы (доводы, доказательства), примеры, делался ли вывод?
Ответ: При рассуждении мною использовались тезисы, аргументы (доводы, доказательства), примеры, делался вывод.
Вопрос: Использовал ли я при отстаивании своей точки зрения рассуждение – объяснение, рассуждение – доказательство и рассуждение – размышление?
Ответ: При отстаивании своей точки зрения я использовал рассуждение – объяснение, рассуждение –
доказательство и рассуждение – размышление.
Вопрос: Какие вводные слова я использовал в своих рассуждениях во время дискуссии?
Ответ: Во время дискуссии в своих рассуждениях я использовал следующие вводные слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, например, с одной стороны, с другой стороны, по-моему, наоборот, напротив, по нашему мнению, на наш взгляд, мне кажется, по сведениям, по данным, по сообщению, как известно и другие.
Вопрос: Что я чувствовал во время дискуссии?
Ответ: Я почувствовала интерес к новым для меня уникальным открытиям. Вопрос: Чего я хотел во время дискуссии?
Ответ: Во время дискуссии я хотел доказать, что самым уникальным открытием является пенициллин…
Вопрос: Что или кто мешал мне во время дискуссии?
Ответ: Во время дискуссии мне мешало моё волнение в связи с присутствием на занятии преподавателей кафедры русского языка.
Вопрос: Что нового я узнал для себя во время дискуссии?
Ответ: Для меня было новостью то, что я узнал о смерти от туберкулёза великих политических деятелей, писателей и актёров.
Вопрос: Увлекла ли меня дискуссия?
Ответ: Да, меня увлекла дискуссия, потому что каждая триада пыталась доказать свою точку зрения. Вопрос: Если оставила равнодушным, то чем я это объясняю?
Ответ: Дискуссия не оставила меня равнодушным.
Вопрос: Как я смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?
Ответ: На занятии мы узнали, что такое дискуссия, как надо дискутировать, отстаивать свою точку зрения, мы узнали также, что надо уважительно относиться к мнению своих оппонентов, и это поможет нам в дальнейшей работе и повседневной жизни.
Опыт показал, что дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.
Литература
1.    Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? М.: ИД «Первое сентября», 2014 г.
2.    Евтеева О. Учебная дискуссия на уроке литературы. Газета «Литература», №37, 2003 г.
3.    Филонова Ю.А. Дискуссия на уроке литературы как способ развития перцептивных и интеллектуальных способностей. Ярославский педагогический вестник, №1, 2014 г., том II.
4.    Навыки ведения круглых столов и дискуссий. Пособие. М., 2014 г.
5.    https://ru.wikipedia.org//wiki Игровые ситуации.
6.    Махновская Н.И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов. Автореферат на соискание учёной степени кандидата пед.наук. М., 1992 г. 18 с.

https://articlekz.com/article/19668