Проблемы интеграции информационной и коммуникационной технологии в начальном образовании РК

17.06.2019

Проблемы интеграции информационной и коммуникационной технологии в начальном образовании РК

Проблемы интеграции информационной и коммуникационной технологии в начальном образовании РК
С.М. Кенесбаев, А.К. Оралбекова

Вхождение в мировое сообщество и расширение информационного пространства дает возможность для возрастания роль образования в формировании человеческих ресурсов, как критериев уровня социально-экономического развития страны, и немаловажный факт это ориентировать систему образования к новым требованиям.
Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан-2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача о вхождении республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования [1].
Основные пути и способы работы по повышению качества образования являются обеспечение равного и единого доступа всех учащихся образовательного процесса; удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстроменяющемся мире; формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан.
Жизнедеятельность человека прежде всего связана с созданием, переработкой и использованием информации и знаний, а большая часть занятого населения вовлечена в процессы накопления, хранения, поиска, обработки и распределения информации и знаний, а не производство традиционных видов товаров и услуг. Важнейший фактор структурных изменений в обществе, процесс проникновения компьютерной техники и телекоммуникаций во все сферы человеческой деятельности
Современное состояние общества характеризуется информационным и техническим насыщением, обусловленным ежегодным удвоением информации, при котором темпы смены техники и технологий опережают темпы смены поколений. В связи с бурным развитием сетевых технологий наметилась устойчивая тенденция к тому, что преобладающими действиями с информацией, как основным ресурсом, становятся не ее продуцирование, а распространение и тиражирование, то есть коммуникации. При этом коммуникация понимается нами в самом широком смысле – не только в плане непосредственного межличностного общения, но и в плане взаимодействия человека с окружающей его информационной средой. Если раньше использовались отдельные, практически автономные понятия «информационные технологии» и «коммуникационные технологии», то в настоящее время целесообразнее говорить об их интегративном единстве, и обозначении этого понятия единым термином «Информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) [2].
Информационные технологии (информационные технологии от англ. information technology, IT) имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительная техника и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Коммуникация (от лат. «communicаtio» сообщение, передача) – общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.; передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, заиксированых на материальных носителях. Коммуникация представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию.
Развитие ИКТ находится в непосредственной зависимости от интеллектуального ресурса общества, берущего начало в процессе образования. Особое значение среди всех уровней образовательной системы имеет начальное образование, в котором закладываются адаптивная информационная и коммуникационная база для естественного вхождения ребенка в информационное общество. В новом образовательном стандарте начальной школы отмечено, что основной профессиональной задачей учителя начальных классов является задача научить ученика учиться, то есть организовать работу по присвоению учеником универсальных учебных действий и эффективных способов работы с информацией, которые позволят ему ориентироваться в информационно-коммуникационной образовательной среде и целенаправленно решать поставленные учебные проблемы [2].
Информатизация общества закреплена как важнейший механизм формирования конкурентоспособности национальной экономики нашей Республики. В монографии «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»: монография / под редакцией: Бадарча Дендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. особо была подмечена проблема интеграции ИКТ в начальное образование.
Одним из ключевых приоритетов ЮНЕСКО в области образования является оказание содействия государствам-членам ЮНЕСКО в выработке стратегии и реализации политики информатизации образования, модернизации национальных систем образования на основе внедрения инновационных моделей управления образовательными учреждениями, организации учебного процесса с использованием механизмов интеграции ИКТ и педагогики, а также стратегии решения проблем повышения качества образования через внедрение современных ИКТ и передовых педагогических методов в повседневную учебную практику, создание устойчивых систем подготовки и профессионального развития педагогических работников, обеспечивающих формирование нового поколения педагогов, соответствующих требованиям общества знаний. Эта работа проводится на основе анализа результатов проводимых экспертами ИИТО ЮНЕСКО исследований состояния и особенностей национальных образовательных систем с целью выявления общих тенденций использования новых ИКТ в образовании, выработки соответствующих сценариев их развития и рекомендаций по внедрению инноваций на базе широкого и повсеместного внедрения современных ИКТ [3].
Начальное образование является наиболее важным этапом формирования личности, индивидуальности, развития познавательных процессов любого ребенка. Поэтому изучение тенденций использования ИКТ в начальном образовании является исключительно важной приоритетной задачей, решение которой во многом способно повлиять на повышение качества и доступности образования по нашей стране.
Роль ИКТ в начальном образовании разнообразна и включает как технологии для эффективного обучения с инструментами для творческого самовыражения, интеллектуального развития детей средствами компьютерной техники и программирования, так и поддержку индивидуального обучения и специальных образовательных потребностей.
В результате развития технологий школа перестала быть ведущим источником информации для учащихся. Современный первоклассник с трудом представляет себе жизнь без современных средств коммуникации и мультимедийной информационной среды. А учитель начальных классов, на которого возложена миссия формирования компьютерной грамотности учащихся, зачастую проигрывая перед ними в способности использовать информационные и коммуникационные технологии в актуальных для ребенка потребительско-бытовом и игровом аспектах, соответственно перестает быть авторитетом для них во всех вопросах, связанных с использованием современных технологий.
Одним из основополагающих показателей профессиональной готовности учителя начальных классов к успешному функционированию в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) [2].
На основе Указа Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» была разработана Государственная программа «Информационный Казахстан-2020». Цель этой программы, является создание условий для перехода к информационному обществу. Основные задачи этой программы: внедрение ИКТ в начальное образование, обеспечение подготовки и повышение квалификации преподавателей начальных классов для функционирования системы электронного обучения, также обеспечение детей инвалидов оборудованием и программным обеспечением.
Во многих странах уже существует так называемая политика интеграции ИКТ в начальное образование, оно уже успешно реализуется и используется как программа. На данный момент в нашей образовательной среде нету четко разработанной схемы интеграции ИКТ в начальное образование. Чтобы обеспечить грамотное и всестороннее внедрение ИКТ в начальное образование мы поставили задачи которые нужно решить в первую очередь.
Это:
Профессионализм педагога и его информационно-коммуникационной активности.
Владение техникой и общей информационной культуры.
Ресурсная и методическая обеспеченность.
Специальные курсы повышения и переподготовки квалифицированных преподавателей по грамотности ИКТ
Педагоги образовательных учреждений в какой-то степени владеют техниками общей информационной культуры (общая ИКТ компетентность) в сотрудничестве с учащимися, используя для этого информационную среду внутри образовательной организации и поддержку в системе повышения квалификации.
Необходимо провести небольшое исследование и может сделать нововведение значительно более действенными. В целом, в таком исследовании требуется оценить состояние ИКТ в школах в настоящее время, уровень развития услуг, которыми могут воспользоваться школы, а также отношение к ИКТ в образовании учителей и учащихся и их опыт по использованию ИКТ.
Литература
1.    Государственная программа «Информационный Казахстан-2020» Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 2013 года №464.
2.    Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И.Алтынсарина, – 181 с.
3.    Зайцева, С.А. Теоретико-методологические основы подготовки учителя начальных классов в области современных информационных и коммуникационных технологий [Текст]: Монография / С.А. Зайцева. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», – 166 с.
4.    Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография / под ред.: Бадарча Дендева – М.: ИИТО ЮНЕСКО, – 320 стр.

https://articlekz.com/article/19658