Мифы российского образования

05.10.2019

Мифы российского образования

Мифы российского образования
Светлана Чичикина
Журнал "Обучение & Карьера", № 22 (115), 19-25 июня 2006

МИФ № 1. Катастрофическое старение профессорско-преподавательского состава вузов.
Как показали результаты исследования независимого рейтингового агентства «РейтОР», в высших учебных заведениях достаточно молодых сотрудников. Например, в региональных вузах (в частности, Приволжского федерального округа) средний возраст преподавателей составляет 42 года. Мало того, выпускники сегодня тоже стремятся закрепиться на кафедрах - идут в науку.

МИФ № 2. При трудоустройстве молодого специалиста работодателю не важны теоретические знания, главное - наличие опыта.
Во многих отраслях сегодня требуется серьезная общетеоретическая, или базовая, подготовка. Вот как работодатели из разных городов страны определяют необходимое соотношение получаемых студентом знаний и умений: «Вуз в первую очередь должен давать базовую подготовку, учить человека самого доходить до всего, то есть развивать способность к самообучению и совершенствованию» (Саратов); «Молодому специалисту нужно не просто знать предмет или учебник от корки до корки, а вообще уметь воспользоваться необходимой сегодня информацией и применить ее на производстве» (Казань); «Необходимы хорошие, глубокие теоретические знания — вот что главное в нашей работе. Опыт не так важен, практике мы и сами научим» (Самара).
МИФ № 3. Многие юноши поступают в вузы для того, чтобы «откосить» от армии, а девушки - чтобы удачно выйти замуж.
Как показали результаты исследования ИРА «РейтОР», молодежь стремится в вузы с целью обрести более высокий социальный статус, сделать карьеру, реализовать свои возможности, добиться материального благополучия.

МИФ № 4. Производственная практика в вузах носит формальный характер, образование далеко от потребностей работодателей.
Большинство студентов, опрошенных исследователями НРА «РейтОР», заявили, что их курсовые и дипломные работы тесно связаны с реальными производственными задачами. Производственная практика - самая распространенная форма взаимодействия вуза и предприятий. В ней заинтересована практически половина работодателей.
МИФ № 5. Выпускникам не требуется переподготовка после окончания вуза.
Казалось бы, студенты для того и заканчивают вуз, чтобы выйти из его стен высококлассными специалистами. Но большинство работодателей уверены как раз в обратном. По их мнению, молодых специалистов необходимо доучивать непосредственно на рабочем месте.
Для многих руководителей предприятий именно обучаемость выпускника, его способность к развитию своих знаний являются главными критериями качества подготовки в вузе.
МИФ № 6. Работодатели не могут оценить качества теоретической подготовки выпускников вузов.
Выяснилось, что, по мнению представителей предприятий, молодые специалисты нередко не в состоянии решить конкретные производственные задачи именно из-за слабых теоретических знаний.
Многие работодатели из различных городов констатируют: «Уровень технической подготовки в области обычных фундаментальных наук упал! Хочется, чтобы студенты лучше осваивали компьютер и знания фундаментальных наук позволяли им хотя бы не ошибаться» (Саратов); «Мы сталкиваемся с такими нонсенсами: приходит теплотехник с высшим образованием, чуть ли не с красным дипломом, но, когда его просишь схематично изобразить котел, он рисует чайник... Практически 70 % выпускников вузов не могут начертить электрическую цепь и написать формулу закона Ома, хотя это школьная программа... Теоретические знания - на три с плюсом по пятибалльной шкале, а практических вообще нет» (Саратов).
Руководители вузов также считают, что работодатели вполне могут оценивать качество подготовки выпускников: «Главным критерием этого является рынок труда, так как мы на него работаем и ориентируемся тоже на него» (Удмуртия); «Сам вуз не принимает в оценке никакого участия. Ее должны проводить внешние потребители» (Пермь).