Доцентом можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...

09.11.2019

Доцентом можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...

Доцентом можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан...
Михаил Тимофеев (доцент ГАСИС)

После прочтения материала А. Кроткого «Нужна ли карьеристу аспирантура?» («О&К» № 45,2005) создалось впечатление, что скорее не нужна. В связи с чем у меня возникли некоторые дополнения и возражения. Бесспорно, можно сейчас встретить кандидатов и докторов, подметающих улицы или даже роющихся в контейнерах с мусором. Однако это не означает, что такова участь всех ученых. («О&К» № 4(97),2006)
Ученая степень, вероятно, не очень нужна в начале карьеры. Работодатель в молодом человеке ищет добросовестного и шустрого исполнителя, в то время как в юном кандидате наук он может подозревать завышенные, не подкрепленные достаточным опытом амбиции и притязания. В то же время на руководящую должность (мы ведь обращаемся к карьеристам) при всех прочих равных условиях, думаю, возьмут все-таки остепененного претендента.
Я, например, вполне сознательно выбрал тему диссертации в 30 лет, когда начал работать в научно-производственном объединении. Защитился в сорок лет, когда положение мальчика на побегушках уже не к лицу. И, скажу, должность старшего научного сотрудника была не самая плохая, что выражалось в достойном заработке, самостоятельности в работе и в достаточной независимости. После развала науки и оборонного комплекса я все равно выплыл. И помогла мне в этом ученая степень: с 1993 года прошел путь от рекламного агента до международного консультанта по маркетингу, рекламе и PR, сейчас преподаю и консультирую. На моем счету пять книг и сотни статей, я вполне самореализовался, поскольку по сути своей все же гуманитарий, а не технарь.
Если бы не степень, то меня, обозревателя одного делового еженедельника, не пригласили бы провести трехдневные семинары по гранту фонда «Евразия» в восьми городах Московской области. Получив опыт выступлений, прочитал первую лекцию (по психологии рекламы) в вузе — во ВГИКе.
Преимущества написания и защиты диссертации
Выгоды от процесса написания научной работы.
• Накопление опыта по достижению серьезных целей. Особо подчеркну, психологического опыта делового общения, мотивирования людей, от которых зависит судьба.
• Воспитание характера для преодоления множества препон.
• Несомненное повышение профессионализма. Только став аспирантами или соискателями и столкнувшись с конкретной проблемой, поставленной темой научной работы, молодые специалисты (даже вчерашние «крас-нодипломники») начинают серьезно осваивать специальность.
• Приобретение методологического навыка в решении любых профессиональных проблем, в том числе привычки к системному подходу, анализу, проведению экспериментов для установления истины.
• Умение собирать информацию (отчеты, библиотеки, диссертационные залы, Интернет). Все это пригодится при проведении, например, маркетинговых исследований.
• Написание статей, авторефератов, многократные переделки текста диссертации способствуют приобретению бесценного опыта владения пером. Это пригодится на всю жизнь и для PR-публикаций, и для деловых отчетов.
Я считаю, что именно перечисленные навыки позволили мне, начавшему работать агентом по рекламе в 1993 году, уже в 1995-м выпустить первую книжку по рекламе и маркетингу.
Выгоды от результатов защиты.
• Рост самооценки.
• Повышение социального статуса, поддержание имиджа, репутации.
• Большая независимость обеспечивает больший душевный комфорт.
• Открывается простор для творчества и инициативы.
• Появление возможности с меньшими физическими и моральными затратами пробивать дорогу своим идеям. Наличие степени не позволяет оппоненту отмахнуться от вас вопросом: «А ты кто такой?!"
• Защитившийся начальник набирает более квалифицированную и способную команду, не опасаясь, что сотрудники его подсидят. А лучшие кадры в свою очередь будут содействовать успеху дела, а значит, и карьере руководителя.
• Обладателю ученой степени проще выпустить книгу. А книга, да еще дельная — это сразу несколько ступенек вверх. Кроме того: в редакциях отраслевых журналов с большим вниманием относятся к материалам остепененных авторов.
• Публикации помогают занять позицию эксперта в пиаровских целях: твой авторитет начинает работать на имидж предприятия.
• Ученая степень при наличии соответствующих способностей позволяет заниматься преподаванием в вузах, на бизнес-курсах. А это открывает доступ к лучшим трудовым ресурсам.
• Преподаванием можно заняться в случае разорения предприятия или выхода на пенсию. Кстати, в том же номере «О&К» П.Беленко возмущается, что ему, практику, с превеликим трудом удалось получить возможность преподавать в вузе. Подозреваю, что его не брали как раз из-за отсутствия ученой степени, а не из-за того, что везде сидят замшелые профессора. Меня, скажем, ценят как раз за богатый практический опыт. Добавлю, что одного этого мало, приходится разрабатывать лекционный материал в соответствии с требованиями Министерства науки и образования РФ.
• Расширение кругозора. Окончив высшее учебное заведение, я спросил своего деда: «Вот ты, дед, будучи слесарем на ЗИЛе, зарабатывал по семь тысяч, кормил семью из пяти человек. Зачем же мне нужно было столько лет учиться, чтобы теперь получать тысячу в переводе на те деньги?» Он мне ответил так: "А кругозор? Я прожил жизнь вслепую и хочу, чтобы ты слепцом не был!»
Вот на теме кругозора я и хотел бы остановиться отдельно.
Преимущества широкого кругозора
Так мы все устроены: нам не хочется верить, что дважды два — четыре, если это доказывает неавторитетный или презираемый человек, Чтобы иметь возможность влиять на других, надо обладать неким официальным свидетельством превосходства над ними.
Как известно, людьми руководят мотивы рациональные и иррациональные. Последними могут воспользоваться в своих интересах лица, обладающие мощной харизмой или способностью напористо и даже агрессивно убеждать. Обделенному такими качествами человеку следует научиться выстраивать сильные логические цепочки. Более внушительными и стройными они окажутся у тех, кто имеет твердую жизненную позицию, умеет использовать свои знания о людях и их целях, доказывать клиенту необходимость данного коммерческого предложения, внушая его разумность.
Вы, вероятно, скажете, что подобные философы не становятся агентами по продажам. Нет, наиболее умные из них как раз и начинают трудовой путь продавцами с дальним прицелом на карьерный рост. Но для овладения этой техникой необходим широкий кругозор, включая системные знания философии. Я считаю, что основы своей жизненной позиции можно выстроить уже к двадцати пяти годам, если быть любопытным, читать умные книги и общаться с интересными собеседниками, получать разносторонние знания о материальном мире, Вот зачем нужны научные сведения по физике, химии, психологии человеку, собирающемуся руководить людьми и, не побоюсь этого слова, манипулировать ими.
Бесспорно, для широкого кругозора иногда вполне достаточно и самообразования. В упомянутой статье А. Кроткий говорит, что порой лучше вложить деньги и время не в диссертацию, а в изучение языка. Но, помилуйте, во-первых, кандидатский минимум не сдать без знания языка. Во-вторых, кто запрещает серьезно заняться языком после защиты?
Есть мнение, что крайне занятые чиновники и политические деятели фактически покупают ученые степени, таким образом инвестируя в имидж, репутацию. Перефразируя М. Горького, скажем: "Остепененный, как и хорошо одетый, меньше на дурака похож».