Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность

01.11.2020

Образование XXI века: ключевые компетенции и новая грамотность

Ю. А. Шукшина, О. В. Сульдина
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Введение: в статье исследуются ключевые тенденции образования XXI в. в контексте глобальных преобразований, происходящих в эпоху трансформации современного общества. Целью работы авторов является представление концепции образования в новом столетии через систему компетенций и категорию «грамотность». Проведенное исследование позволило предложить авторский взгляд на решение проблем, связанных с необходимостью изменения существующей образовательной системы.
Материалы и методы: исследование проводилось с использованием теоретических методов, с опорой на анализ, систематизацию и обобщение результатов зарубежных исследований в области компетенций XXI в. Проанализированы ключевые тенденции глобального образования на основе отчетов Global Education Futures, исследований Сбербанка России, Metiri Group, а также документов ЮНЕСКО, в частности Рамочной программы действий «Образование-2030» (Education 2030 Framework for Action (FFA)).
Результаты исследования: выявлены и систематизированы базовые компетенции и грамотности нового столетия; показаны проблемы и пути включения новых компетенций и грамотности в экосистему современного образования.
Обсуждение и заключение: выполненное исследование доказывает, что образование в XXI в. объективно трансформируется в образовательную экосистему только с опорой на новые компетенции и грамотность.
Ключевые слова: образование, устойчивое развитие, образовательная экосистема, компетенции, грамотность.

Введение
Образование играет центральную роль в развитии человеческого потенциала, общества и экономики. Оно является неотъемлемой частью устойчивого развития, под которым понимается развитие, отвечающее потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Для всех существующих систем образования важно, чтобы дети, молодежь и взрослое население на протяжении всей своей жизни развивали гибкие навыки и компетенции, необходимые для жизни и работы в более безопасном, устойчивом, взаимозависимом, основанном на знаниях и технологиях, мире.
Среди знаний и навыков, актуальных для XXI в., выделяют такие, как творческие способности, техническую, финансовую и информационную грамотность, сотрудничество, эмпатию и эмоциональный интеллект, а самое главное – умение учиться на протяжении всей жизни. Это связано с тем, что технологическая революция меняет социальный порядок. Человечество уже сталкивается с существенным изменением экономического и социального образа жизни, поэтому необходимо четко обозначить основные тенденции, которые будут определять наше будущее и новую образовательную экосистему.
Обзор литературы
В Инчхонской декларации «Образование 2030» представлен новый взгляд на образование, сформулированный членами Всемирного Образовательного Форума в 2015 г. Преобразование жизни возможно только через образование, поскольку оно является основой в достижении ключевых задач устойчивого развития, среди которых особо следует выделить задачу по обеспечению всестороннего и справедливого качественного образования и поощрение пожизненной возможности обучения для всех. В Докладе о целях устойчивого развития 2018 г. указывается, что уровень знаний более половины детей и подростков во всем мире не соответствует минимальным требованиям стандартов в области чтения и математики, поэтому необходимо переориентировать усилия для улучшения качества образования, в частности готовить компетентных педагогов. В совместном отчете GEF и WorldSkills Russia «Будущие навыки: как процветать в сложном новом мире» отмечается, что новый миропорядок, новая экономика в условиях технологической революции предъявляют как новые требования к специалистам, так и предопределяют появление новых профессий. Возникает необходимость четко обозначить, какие навыки будут востребованы в новом мире в эпоху перехода к постиндустриальному социальному и экономическому образу жизни в XXI столетии.
Материалы и методы
Проблемное поле исследования потребовало изучения и анализа специальной литературы. Определение ключевых компетенций и грамотности в новой модели образования осуществлялось на основе применения теоретических (анализ научной литературы, обобщение, систематизация) и эмпирических (наблюдение, анализ продуктов деятельности) методов исследования. Проанализированы ключевые тенденции глобального образования на основе отчетов Global Education Futures, исследований Сбербанка Рос-сии8, Metiri Group9, а также документов ЮНЕ-СКО, в частности Рамочной программы действий «Образование-2030».
Результаты исследования
Задача по обеспечению всестороннего качественного образования через всю жизнь охватывает множество различных аспектов, которые проявляются через 7 целевых показателей (универсальное начальное и среднее образование; раннее развитие детей и всеобщее дошкольное образование; равный доступ к техническому / профессиональному и высшему образованию; соответствующие навыки достойного труда; гендерное равенство и инклюзивное образование; универсальная молодежная грамотность; образование для устойчивого развития и глобального гражданства) и три инструмента их реализации (эффективная среда обучения; стипендии; учителя и преподаватели).
В декларации «Образование 2030» особое внимание уделяется развитию функциональной грамотности (functional literacy) и умению считать (numeracy) у молодежи и взрослых, поскольку данные навыки позволят в дальнейшем обеспечить их полное участие в качестве активных граждан современного общества. Для повышения их уровня в декларации «Образование 2030» предлагается несколько стратегий, одной из которых является необходимость создания мультидисциплинарного подхода к разработке политики грамотности.
Исследования, представленные в совместном отчете GEF и WorldSkills, показали, что будущую экономическую модель формируют тенденций, которые лежат не только в технологической и социальной плоскостях, но и на их пересечении. Тенденции цифровизации (digitalization) всех областей жизни и автоматизации (automation and robotization) лежат в технологической плоскости. Демографические изменения (demographic changes) и формирование сетевого общества (network society) – плоскость социальная. Экономическая, технологическая, культурная глобализация (globalization) и экологизация лежат на пересечении технологической и социальной плоскостей, или так называемой социотехносферы (technosocial). Все обозначенные тенденции подвержены одному метатренду – ускорению (acceleration).
Цифра проникает во все сферы жизни, и это приводит к появлению нового цифрового поколения («digital generation»), которое родилось и выросло в мире чисел («world of numbers»). Технические изменения, начавшиеся в конце прошлого столетия, привели к четвертой промышленной революции («the fourth industrial revolution»). Глобализация стала реальностью давным-давно, но сейчас жизнь становится одновременно и глобальной, и локальной. Для описания этого явления был даже введен термин «glocal» (glocal = global + local). Мы наблюдаем переход к экомышлению, экограмотность стала новым трендом современного мира. Дж. Мур предложил рассматривать экономическую деятельность как экосистему, где покупатели и производители играют роли, совместно развивающиеся в направлении, возглавляемом компаниями, которые находятся в центре экосистемы [1]. Сетевое общество радикально меняет структуру общества и каждого человека. Все больше и больше людей становятся фрилансерами («freelancers»).
Ускорение технологических и социальных изменений как мета-тренд появляется во всех шести ключевых тенденциях. Мир не просто меняется, он меняется все быстрее. Это приводит к появлению нового класса сложных задач, которые человечеству придется решать. Новый мир все чаще описывается термином VUCA [2].
Ключевым элементом стратегии, обеспечивающей переход современного общества к постиндустриальному, должно быть образование, ориентированное на развитие способности работать в новом мире и адаптироваться к его требованиям. В XXI в. необходимо будет развивать знания и навыки двух типов: 1) «hard» skills and knowledge, то есть навыки и знания, связанные с изменением технологии и рабочего места и 2) и «soft skills» and general knowledge, то есть общие знания и гибкие навыки, которые могут применяться в различном профессиональном, социальном и личностном контексте, в том числе, связанном с технологическими преобразованиями.
В основе этих знаний и навыков находится ядро с так называемыми базовыми знаниями и навыками («basic skills»), которые необходимо развивать у всех, независимо от сферы экономики. К ним относятся, например, чтение, счет, письмо. Оболочкой же ядра для каждого конкретного вида деятельности служит профессиональная грамотность.
Базовые и профессиональные знания и навыки не являются статичными, они должны быть подвержены изменениям, корректировке и, что особенно важно, дополнению, поскольку их формирование происходит в условиях становления будущей экономической модели мира. Как следствие, базовые навыки XXI в. дополняются такими навыками, как критическое мышление, коммуникация, сотрудничество и креативность. Это составляющие базовой грамотности нового столетия.
Представим список основных компетенций и базовых навыков, которые будут востребованы во всех сферах человеческой деятельности в сложном новом мире: управление вниманием, концентрация и осведомленность; эмоциональный интеллект; цифровая грамотность; креативность; экологический образ мышления; межкультурные навыки; самостоятельное обучение.
В новом мире образование должно быть сосредоточено не столько вокруг передачи знаний и раз-вития навыков, сколько вокруг человека – автора своей жизни. Таким образом, новая модель навыков, которая должна быть положена в основу образования нового столетия, должна включать следующие простые знания и умения («simple skill»): самоорганизацию, управление временем, эффективные устные и письменные коммуникации, инициативность и предпринимательские навыки, критическое мышление и навыки решения проблем, навыки оценки и анализа информации, гибкость и адаптивность, сотрудничество, эмоциональный интеллект. Перечисленные навыки и умения относятся к типу «soft skills», их трудно отследить, протестировать и продемонстрировать, однако без них невозможно профессиональное развитие.
В качестве примера жестких навыков (hard skills) в отчете «Будущие навыки: как процветать в сложном новом мире»15 приводятся такие на-выки и знания, которые, как говорилось выше, связаны с изменением технологии и рабочего места, это сварочное дело, слесарное дело, на-выки сбора и монтажа и т. п., то есть, по сути, это навыки, которые необходимы для овладения рабочими профессиями.
В целом структуру новой модели навыков XXI в. можно сравнить со срезом луковицы, в центре которой простые знания и умения («simple skill»), состоящие из ядра «hard skills» и оболочки «soft skills», а вокруг чешуи: метанавыки (то есть многочисленные способности, интеллект) и жизненные навыки (meta-skills and existential skill); кросс-контекстуальные навыки (cross-contextual skills); специальные конкретные навыки (context-specific skills). Ядром новой образовательной экосистемы становятся самоуправляемые индивиды – персоны, которые учатся в течение всей жизни. Внешняя среда образовательной экосистемы будет включать четыре стороны: персонализированную, глобальную и локальную. Вызовам нового сложного мира соответствует переход в образовании от «модульного человека» (modular man) к «человеку сложному» (complex man), переход к новым моделям управления с акцентом на управление изменениями.
Таким образом, основываясь на результатах исследований, посвященных вопросам будущей траектории развития образования, нами выявлены ключевые причины изменений, происходящих в образовательной парадигме, которые позволили определить навыки будущего, то есть навыки, позволяющие человеку быть конкурентоспособными в мире VUCA. Мы уверены, что ядром новой образовательной экосистемы становятся самоуправляемые индивиды – персоны, которые учатся в течение всей жизни. Для них базовые навыки и ключевые компетенции состоят из творческих способностей, технической, финансовой и информационной грамотности, сотрудничества, эмпатии и эмоционального интеллекта, но самое главное – из умения учиться на протяжении всей жизни.
Обсуждение и заключения
Результаты исследования позволяют констатировать, что международное признание образования как инструмента устойчивого развития растет с каждым годом и становится ключевым фактором устойчивого развития. Существующая модель доказала свою эффективность, однако необходимо принимать во внимание тенденции, связанные с цифровизацией, автоматизацией, демографическими изменениями, формированием сетевого общества, экономической, технологической, культурной глобализацией и экологизацией. Новая система образования, или образовательная экосистема, должна быть ориентирована на развитие способности индивида работать в сложном новом мире и адаптироваться к его требованиям. Фундаментом образования должны стать простые знания и умения («simple skill»), состоящие из ядра «hard skills» и оболочки «soft skills», которые в зависимости от временного фактора обрастают метанавыками и жизненными навыками («meta-skills and existential skill»), кроссконтекстуальными навыками («cross-contextual skills») и, наконец, специальными конкретными навыками («context-specific skills»). В образовании необходимо осуществить переход от «модульного человека» (modular man) к «человеку сложному» (complex man).
Список использованных источников
1.    James F. Moore Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. May-June 1993. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition (дата обращения: 01.08.2018).
2.    Bennett N., Lemoine G. J. What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. 2014. № 57 (3). P. 311–317. URL: https://www.academia.edu/34705018/ What_a_difference_a_word_makes_Understanding_threats_to_performance_in_a_VUCA_world (дата обращения: 01.08.2018).