Первичная профилактика жестокого обращения с детьми подросткового возраста посредством неформального образования

24.04.2021

Первичная профилактика жестокого обращения с детьми подросткового возраста посредством неформального образования

Первичная профилактика жестокого обращения с детьми подросткового возраста посредством неформального образования

Е. И. Попова, И. А. Коробейникова

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим, Россия

Введение: в статье представлены эмпирические данные изучения причин жестокого обращения с детьми в формально благополучных семьях. Целью исследования является выявление причин жестокого обращения с подростками в формально благополучной семье и практическое обоснование условий первичной профилактики жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.
Материалы и методы: для решения задач исследования были выбраны следующие методы и методики: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева).
Результаты исследования: анализ причин жестокого обращения с детьми в формально благополучных семьях позволил выявить и описать условия первичной профилактики жестокого обращения с детьми: создание семейных групп самопомощи «Анонимные родители трудных подростков» (АРТП) и преобразование реальности повседневного взаимодействия подростков и их родителей через развивающую работу с самими подростками.
Обсуждение и заключения: авторы статьи предлагают собственный вариант понимания первичной профилактики жестокого обращения с подростками в семье, отдавая предпочтение неформальному образованию родителей и формированию осмысленного созидательного взаимодействия с близким окружением у подростков посредством реализации программы «Здоровый выбор».
Ключевые слова: первичная профилактика жестокого обращения с детьми в семье; причины жестокого обращения, неформальное образование, группы самопомощи, программа «12 Шагов», подростки.

Введение
Одним из безусловных вызовов времени является рост жесткого обращения по отношению к детям, особенно в семьях. Данные исследований показывают, что современная российская семья ослаблена материально и психологически. Многие родители не готовы выполнять свои родительские функции [1; 2].
По данным российской статистики, ежегодно регистрируется более двух миллионов случаев жестокого обращения с детьми в семье. Среди наиболее уязвимых возрастных групп на первое место выходят подростки. Именно они в первую очередь страдают от жестокого обращения [3].
Цель нашего исследования: выявление причин жестокого обращения с подростками в формально благополучной семье и практическое обоснование условий первичной профилактики жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье.
Обзор литературы
Вопросы жестокого обращения с детьми, профилактики жестокого обращения с детьми, неформального образования родителей и подростков, профилактики и коррекции деструктивных форм поведения и зависимости среди подростков являются предметом анализа психологических, педагогических наук, а также философии и социологии. Они затрагиваются в работах Л. С. Алексеевой [1], Л. Н. Харченко [2], Ф. Клайна [3], М. Битти [4], Т. В. Мухлаевой [5], И. В. Мишунина [6], Е. И. Поповой [7] и др.
Методы исследования
Наше исследование было проведено на базе службы семейного консультирования, нескольких образовательных организаций города Ишима, Тюменской области. В исследовании приняли участие 38 семей с одним или двумя детьми-подростками. Для решения задач исследования были выбраны следующие методы и методики: анализ документов, наблюдение, беседа, анкетирование, методика «Представления об идеальном родителе» (Р. В. Овчарова, Ю. А. Дегтярева).
Результаты и их обсуждение
По результатам исследования было установлено, что 26 из 38 семей являются формально благополучными, однако в них эпизодически присутствует жестокое обращение с детьми. С помощью авторской анкеты нами были получены эмпирические данные о причинах жестокого обращения с детьми в этих семьях и сформирована иерархия потенциально значимых причин жестокого обращения с подростками в семье.
На первом месте по степени значимости для респондентов оказались причины, связанные с поведенческими особенностями подростков, их агрессивностью (76 %); на втором – причины, связанные с травматическим опытом родителей в детстве (71,6 %); третьем – причины, обусловленные бедным поведенческим репертуаром родителей (70,4 %); четвертом – причины, обусловленные склонностью к необдуманной, неконтролируемой реакции (68,2 %); пятом – причины, связанные с размытостью понимания феномена насилия (48 %).
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что родители, которые жестоки к детям, обращаются за помощью не с проблемами своего поведения в отношении детей и не с желанием измениться, а с жалобами на них. В силу этого первичная профилактика жестокого обращения с подростками (особенно трудными) может осуществляться посредством неформального образования родителей. С этой целью мы предлагаем создание семейных групп самопомощи «Анонимные родители трудных подростков» (АРТП).
Содружество «Анонимные родители трудных подростков» было впервые создано в 2016 г. на базе Службы семейного консультирования г. Ишима Тюменской области. Единственным условием для членства в Содружестве является желание иметь хорошие отношения со своими взрослеющими детьми.
В    основе Содружества – Программа «12 шагов», которая используется в группах самопомощи людей с различными видами созависимости. Программу можно рассматривать как алгоритм (или программу) коррекции личности, изменения качества жизни, представляя следующим образом: первое – признание проблемы даже эпизодического жестокого обращения с детьми, второе – поиски выхода и принятия решения, третье – самоанализ, четвертое – проработка личных недостатков, пятое – налаживание социальных связей, шестое – передача личного опыта.
Первый шаг начинается с честного самодиагноза. Работая над Первым Шагом, участники Содружества смогут прийти к принятию своей неспособности поддерживать здоровые, благотворные отношения с самими собой и другими; идентифицировать имеющиеся в жизнеописании переживания, чувства и формы поведения, позволяющие контролировать и манипулировать самими собой, другими людьми и событиями; осознать ответственность за установление границ и ограничений для самих себя; понять, что причина жестокого обращения с детьми лежит в устойчивых деструктивных моделях жизни.
Если в Первом Шаге участники Содружества найдут в себе силы признать, что не имеют силы над другими, то Второй Шаг даст возможность понять, что с ними произошло и что нужно делать, чтобы научиться поддерживать здоровые, функциональные отношения с детьми, независимо – есть ли у них поведенческие или другие проблемы. Признание, что контроль над жизнью потерян, и что помощь может прийти от Силы, более могущественной, чем собственная, поможет вернуть здравомыслие и приступить к Третьему Шагу.
Третий шаг позволит получить знание относительно того, что делать, и затем мотивацию делать это. Уяснив свою одержимость по отношению к взрослеющим детям, члены Содружества смогут обрести твердую уверенность в том, что наладить конструктивные отношения с детьми возможно. При этом духовный элемент является важнейшим.
Ясная формулировка Четвертого Шага «провели тщательное и бесстрашное исследование самих себя» даст каждому участнику Содружества совершенный инструмент, чтобы критически исследовать себя и выяснить, какой я на самом деле; оценить личное поведение с детьми во всех жизненных ситуациях; осознать созависимые формы поведения (манипулирование, наказание, избегание, отрицание, ожесточение, выражение агрессии, затаивание злобы, чрезмерный контроль, преследование, пренебрежение, ненависть и др.).
Пятый шаг – это честная, прямая, справедливая и открытая оценка самого себя и своего саморазрушающего поведения в открытом диалоге с другими членами Содружества; осознание того, что другие люди вели себя подобным же образом, значит, есть надежда на восстановление конструктивных взаимоотношений со своими взрослеющими детьми.
Суть Шестого Шага – стать готовым меняться. Фальшивая гордость, высокомерие и самооправдание часто были прикрытием низкому самоуважению. Многие участники Содружества окажутся в силах принять то, что все дефекты характера были так или иначе порождением собственного своеволия; преисполниться желанием и готовностью избавиться от них и призвать мужество, силу и средства, с помощью которых можно исправить эти изъяны. Шестой Шаг даст возможность укрепиться в решении позволить жизни изменяться и стать целиком готовыми избавиться от всех своих недостатков. Важно, что этот Шаг поможет увидеть вред, который недостатки причиняли своим детям и другим людям.
Седьмой Шаг призывает к действию. Благодаря работе по Седьмому Шагу, открывается истинное значение слова «смирение», изменяются сначала мысли и чувства, а затем – действия. Формируется готовность исправить вред, причиненный детям-подросткам в результате жестокого обращения с ними.
Восьмой Шаг становится началом исправления отношений с самим собой и другими. Возмещение ущерба, провозглашенное в этом Шаге, заключается в возможности изменений в характере. Самопрощение может стать инструментом, ведущим участников группы к здоровым, полноценным взаимоотношениям с Богом, с самими собой и со своим близким окружением.
Степень выполнения Девятого Шага становится мерой на пути к восстановлению конструктивных отношений с трудными детьми-подростками, а ключами к успеху – чуткость, установление границ, верная оценка, мужество, а также осознание вредной формы поведения и чувств другого человека, переживающего ее на себе, и, в соответствии с этим, готовность произвести изменения в собственном поведении.
Десятый Шаг выступает средством для поддержки постоянного духовного роста. Это позволит продолжать процесс движения к безусловной честности. Многие найдут в себе силы ежедневно проводить самооценку, наблюдая за своими мыслями, чувствами и действиями. Привычка своевременно смотреть в лицо своим ошибкам и признавать их станет манерой поведения. Таким образом, процесс выздоровления направляется по пути духовного роста.
Поскольку в результате жестокого обращения с детьми духовные ценности оказались искажены, Одиннадцатый Шаг приглашает углублять и расширять духовные устремления, принятые в Третьем Шаге. Он поможет провести свою личную инвентаризацию, просить об избавлении от своих собственных дефектов характера и возместить причиненный другим (особенно детям) ущерб.
Двенадцатый Шаг позволит участникам Содружества почувствовать себя преобразованным, по-другому мыслить, по-другому управлять своими чувствами, по-другому действовать. Изменения происходят на тонком, но глубоком уровне. Благодаря им возникает готовность делиться своими знаниями и опытом с другими, нуждающимися в помощи родителями.
Почему так важна работа по Шагам в контексте профилактики жестокого обращения с детьми в семье?
Анонимное анкетирование участников Содружества показало, что:
•    шаги станут правилами (инструментами), которые могут использоваться в любых ситуациях, возникающих в жизни;
•    родители смогут идентифицировать физические, агрессивные и нефизические, пассивные формы жестокого обращения (критика, доминирование, эмоциональное подавление ребенка, силовые тактики и т. п.); понять, кто они есть на самом деле и открыть, как им стать включенными в здоровые, любящие отношения со своими взрослеющими детьми;
•    старые представления начнут крушиться, появятся новые смыслы, понимание, что существует другой путь взаимоотношений с подростком, независимо от того, есть ли у него поведенческие или другие проблемы;
•    родители больше не являются несведующими о том, кто они есть и что натворили (просвещение приносит ответственность). Они будут интуитивно знать, как справляться с ситуациями, которые раньше ставили в тупик и провоцировали жестокое обращение с детьми;
•    появится возможность новыми глазами увидеть духовный путь жизни со всеми его измерениями;
•    родители найдут в себе силы принимать мысли, чувства и поступки своих детей, даже тогда, когда не согласны с ними;
•    родители станут открытыми для близких отношений с детьми, поддерживая при этом здоровые границы;
•    родители получат возможность увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия;
•    родители смогут овладеть способами ненасильственных действий (например, организацией в противовес дисциплинированию, убеждением вместо наказания, подбадриванием вместо унижения и др.);
•    родители окажутся в силах преодолевать свою раздражительность и обидчивость, которые при неблагоприятных условиях перерастают в подозрительность, враждебность и агрессию, а при работе над собой – в уверенность и эмоциональную устойчивость;
и    специально выстроенное пространство рефлексии позволит обнаруживать собственные успехи и дефициты взаимодействия с подростком, обмениваться наблюдениями за собой и своим ребенком, осмысливать собственный опыт;
•    приобретенные в Содружестве «Анонимные родители трудных подростков» навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом станут переноситься в реальную жизнь.
Как видно, неформальное образование родителей строится на постижении всего через практику, по принципу «здесь и сейчас»; личностном интересе; осмысленной деятельности, пропущенной «через себя» и в русле комфортной и дружелюбной атмосферы.
Поскольку к числу причин жестокого обращения с детьми респонденты отнесли поведенческие особенности взрослеющих детей, содержание второго условия мы связываем с развивающей работой с самими подростками. Так, И. В. Мишунин предлагает эффективную методику профилактики деструктивных форм поведения, зависимости и насилия среди подростков посредством неформального образования. Данный проект представляет собой молодежный клуб (социальное кафе), в котором студенты, обучающиеся последний год, проводят с подростками консультации по широкому спектру проблем, включая вопросы сексуальной ориентации, взаимоотношений с родителями, беременности и абортов, насилия, проблемы эмоционального и психологического расстройства, трудности в адаптации на новом месте и др. Со временем кафе становится местом встреч и знакомств, местом, где выстраиваются доверительные отношения между взрослыми и детьми, местом, где подростки понимают и чувствуют, что ими интересуются, что они важны кому-то просто, потому что они такие, какие они есть. Центр «социальное кафе» выстраивает тесные взаимоотношения со школами, муниципальными службами, некоммерческими организациями, фондами и молодежными организациями, в которые можно направлять детей и подростков для решения их проблем и при этом сопровождать их в этом процессе.
Потенциально полезной может стать разработанная нами программа «Здоровый выбор», которая направлена на формирование у подростков миролюбия, выражающегося в способности к преодолению собственной агрессивности, способности ненасильственно разрешать конфликты, находить разумные компромиссы. Программа выполняет функцию «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает соответствующих ресурсов в семье, компенсируя, таким образом, ее недостатки. Она предусматривает формирование следующих групп навыков: а) общения и взаимодействия; б) выражения чувств и управления ими; в) альтернативы агрессии; г) преодоления стресса; д) установления личных границ; е) навыков принятия и исполнения решений.
Содержание Программы реализуется посредством освоения детьми следующих тем: «Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность», в процессе освоения которых через «погружение» в моделируемую и реальную среду формируются жизненные навыки. При разработке содержания мы учитывали, что каждый жизненный навык имеет трехкомпонентную структуру: а) когнитивный компонент; б) эмоционально-мотивационный компонент; в) поведенческий (конативный) компонент. Когнитивный, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты взаимосвязаны: как знания оказывают влияние на опыт, так и опыт воздействует на имеющиеся понятия и представления. Что и каким образом будет скорректировано, зависит от эмоциональной вовлеченности в ситуацию и значимости происходящего для конкретного подростка. Предполагается широкое использование образовательных ситуаций («ситуация общения», «жизненная ситуация», «ситуация здорового выбора», «проблемная ситуация», «этически значимая ситуация» и др.), а также партисипативных методов и приемов (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод анализа жизненных ситуаций, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, дискуссий, групповое консультирование, case-stady, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, развивающие игры и др.). Результаты такой работы, на наш взгляд, будут состоять в развитии у подростков навыков управления собой в стрессовых ситуациях, коммуникативной и социальной компетентности, ответственного принятия решений, уверенного поведения, а также в осознании в себе разнообразных качеств на доступном для возраста уровне, в совершении здорового выбора, избегании ситуаций риска насилия, рефлексии особых состояний сознания.
В глазах подростка повседневность микросреды становится моделью реального мира. В этой логике рассуждения педагог (психолог) становится примером для подражания; взрослым, которому подросток доверяет, и который безоговорочно принимает его таким, какой он есть.
Программа «Здоровый выбор» будет реализована в режиме эксперимента в 2019– 2020 гг. на базе нескольких образовательных организаций г. Ишима, являющимися муниципальными инновационными площадками. Оценка эффективности ее внедрения будет осуществляться посредством наблюдения за занятиями, анкетирования родителей, учителей, учащихся.
Заключение
Осознавая значимость проблемы, мы предлагаем собственный вариант понимания первичной профилактики жестокого обращения с подростками в семье, отдавая предпочтение неформальному образованию родителей, в рамках которого они научатся производить нравственную инвентаризацию себя и своей жизни, находить и переосмысливать проблемные точки своих воспитательных практик. Исследование показало, что подросток может способствовать насилию своей агрессивностью. Поэтому в рамках первичной профилактики целесообразно использовать программы, направленные на преобразование реальности повседневного взаимодействия подростков и их родителей, и формирование миролюбия как личностного качества, проявляющегося в этом взаимодействии.
Список использованных источников
1.    Алексеева Л. С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье // Педагогика. 2006. № 5. С. 22–28.
2.    Харченко Л. Н. Проектирование программы неформального образования родителей. М. : Директ-Медиа, 2014. 160 с.
3.    Фостер К. Отпустить, чтобы вернуть. Как жить и общаться с детьми, когда они взрослеют. М. : Эксмо, 2015. 384 с.
4.    Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе. М. : Эксмо, 2016. 384 с.
5.    Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158–162.
6.    Мишунин И. В. Неформальное образование как эффективная методика профилактики деструктивных форм поведения, зависимости и насилия среди подростков. Проект «Социальное Кафе» // Молодежь в науке и культуре XXI в. : материалы между-нар. науч.-творч. форума, 31 окт. – 3 нояб. 2016 г. / Челяб. гос. ин-т культуры ; сост. Е. В. Швачко. Челябинск, 2016. С. 249–251.
7.    Popova E. I. Primary Prevention of Child Abuse in the Family in the Context of a Preschool Educational Organization // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 17 October 2016, P. 113–117. URL: http://dx.doi. org/10.1016/j.sbspro.2016.10.157 (дата обращения: 10.04.2019 .