Уйти из класса

18.05.2017

Уйти из класса

Одаренным ученикам разрешат не ходить на уроки


Когда отменят шестидневку? Какие регионы сделали продленку бесплатной? Какую зарплату будут получать учителя в этом году? Об этом "РГ" рассказала первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

Наталья Владимировна, первым делом "горячий" вопрос от родителей. Всех волнует: сколько будет стоить продленка? И есть ли школы, где продленка бесплатная?

Наталия Третьяк: Плату за продленку устанавливает муниципалитет (учредитель школы), и он может вообще освободить родителей от нее. Повышать или нет плату - решает тоже муниципалитет. Большая часть платы за продленку - это расходы, связанные с питанием, приготовлением пищи, зарплатой поваров, стиркой белья, организацией прогулок, оплатой труда педагога. Родители должны знать: школа не имеет права зарабатывать на продленке. Она может только возместить свои расходы. И если у родителей есть подозрение, что школа на продленке зарабатывает, они могут пожаловаться в департамент или управление образования. Если на сайте школы нет информации о том, из чего складывается плата за продленку, это тоже повод для жалобы, которая обязательно будет проверена.

Самая большая беда наших школ - вторая и третья смены. Оказывается, все ученики учатся в первую смену только в одном городе - Санкт-Петербурге. А где ситуация самая тяжелая?

Наталия Третьяк: На Северном Кавказе - в Ингушетии, Дагестане, Чеченской Республике. В связи с демографическим ростом появляются проблемы в Сибири. В целом по стране во вторую и третью смену учатся очень много детей.

Решение проблемы в строительстве новых школ?

Наталия Третьяк: Первоочередная задача - ликвидация третьих смен и ветхих зданий школ. Началась программа строительства новых школ, которая даст 7 млн новых ученических мест. Регионы могут создавать места разными способами: через возвращение зданий, пристрой, реконструкцию. Но федеральные деньги предназначены только на строительство новых школ, по новым стандартам. В этом году регионы получат 50 млрд рублей на поддержку своих программ создания новых мест.

Новые типовые проекты школ основаны на модульном принципе и могут быть рассчитаны на разное количество учеников - от 150 до 2,5 тысяч. Кроме того, создан реестр рекомендованных проектов уже построенных школ. В нем уже 16 проектов, одобрено для включения еще 46, прошедших все экспертизы.

Много спорят о пятидневке. И родители, и ученики за нее обеими руками. Но впечатление такое, что школе выгодно работать по субботам: нагрузки у учителей больше и оклад выше. Это так?

Наталия Третьяк : Заниматься пять или шесть дней - решают совместно школа и родители. Но родители должны понимать, что есть определенные санитарные ограничения и нельзя увеличивать до бесконечности количество уроков в день. Если объем занятий будет допустимым, суббота может быть неучебным днем. Когда родители хотят, чтобы у ребенка были и ритмика, и риторика, и третий иностранный язык, - надо быть готовыми к шестидневке.

В прошлом году в стране не хватало около тысячи педагогов. Цифра не изменилась?

Наталия Третьяк: Не изменилась. Это 0,5 процента от общего числа педагогов.

А что с зарплатами учителей?

Наталия Третьяк: Со всеми регионами Минобрнауки России подписало соглашение, которое гарантирует, что снижения уровня зарплат не будет. В конце 2015 года было несколько резонансных эпизодов с задержкой зарплаты учителям в регионах. Несмотря на то, что это полномочия местных властей, минобрнауки держит на контроле такие вопросы. Назначить или снять руководителей образования регионов может только губернатор. Но для Забайкальского края, Карелии и Тывы министерством были отозваны согласования министров образования, и этот факт - сигнал для местных властей.

При этом должна отметить, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в прошлом году зарплаты учителей выросли.

Сейчас большое внимание уделяется дополнительному образованию детей. Скажите, может ли талантливый художник или музыкант без диплома педагога устроиться на работу в школу или центр творчества?

Наталия Третьяк: Закон позволяет директорам домов, дворцов, центров творчества, других учреждений принимать людей без педобразования, но имеющих образование в профессиональной сфере: музыка, хореография, спорт. И, конечно, они будут востребованы. В системе допобразования должны быть заняты 75 процентов детей. Это более 15 млн. Педагогов требуется много.

Кроме того, мы разработали и внесли законопроект, который открывает негосударственным учреждениям допобразования доступ к бюджетным средствам.

То есть художник сам сможет открыть частную школу и получить деньги от государства?

Наталия Третьяк: Да. Но тогда он не должен брать деньги с учеников и должен будет отчитаться за субсидию.

Много говорят о поддержке одаренных детей. Но реально пока работает только один критерий - победа в олимпиадах. Этого мало для поиска талантов?

Наталия Третьяк: Думаю, что активнее должна работать система профориентации с участием научных организаций и работодателей. В регионах есть удачные примеры, когда ведущие местные предприятия начинают работать со школами и уже с начальных классов выявлять одаренных детей. Например, в Перми, Санкт-Петербурге, Ульяновске, Тамбове, на Дальнем Востоке. Нужно развивать систему нетиповых школ и других образовательных учреждений. Это и специализированные учебно-научные центры при университетах, и такие центры, как "Сириус", "Смена", "Орленок", "Артек".

Любой учитель знает, что есть одаренные ребята, которые в силу характера или каких-то других особенностей не активны, избегают участия в конкурсах и олимпиадах. Как быть с ними?

Наталия Третьяк: Индивидуальные образовательные графики и траектории, дистанционные образовательные технологии - то, что сегодня актуально для каждой школы. Для одаренного ученика учитель может составить индивидуальный учебный план и освободить от обязанности ежедневно сидеть на всех уроках. Закон сейчас это позволяет. Также очень хорошо показывает себя система портфолио всех достижений школьника, которые учитываются при поступлении в вузы.

В крупных городах профильные школы из-за особенностей финансирования превращаются в большие центры, где профиль размывается и, в конце концов, теряется. Останутся в стране спецшколы?

Наталия Третьяк: Я не считаю, что профили размываются. Но искусственное ограничение школы одним профилем считаю неправильным. Надо дать возможность развиваться каждому ребенку так, как он хочет, опираясь на свои интересы и способности. В крупных городах ситуация проще: если не подходит специализация одной школы, вполне реально найти место в соседней. А вот в небольших городах, селах такого выбора иногда нет.


"Российская газета" - Федеральный выпуск №6876 (8)

Постоянная ссылка http://минобрнауки.рф/пресс-центр/7748