Просмотр методического приема

Иллюстрирование словесное

Предмет:
Литературное чтение
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Рефлексия
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Иллюстрирование словесное
Описание:
Словесное иллюстрирование – это создание устных картин на основе прочитанного.
Формируемые УУД:

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из текста;
– использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

Пример использования:

Тема «Н. Носов «На горке».
Цель словесного рисования – приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:
1) что будет нарисовано? (Содержание);
2) как мы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т. п.)? (Композиция);
3) какие краски используем для картины? (Цветовое решение).
Учитель предлагает детям нарисовать словесную картину ко 2-й части рассказа – эпизоду «Только полез на горку – бух носом!»:
– Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком.)
– Как мы расположим эти предметы на картине? (На переднем плане – большая горка, она будет в центре картины, а справа – сарай, в него  упирается отвесная часть горки; слева – жилые дома, их будет два: одни – пятиэтажный, на переднем  плане, другой – 8-этажная башня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери –замок, а рядом – большой ящик с песком. На горке, на пологой части – Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно.
– Как покажем, что он упал резко, со всего размаха? (Шапка-ушанка сдвинулась набекрень, одно ухо шапки – вдоль спины, другое – вдоль горики. Руки выброшены вперед, одна – в варежке, другая варежка лежит рядом с рукой: она слетела при падении. Шарф  развевается на ветру. Ноги задраны вверх, они в ботинках, а к ним небрежно привязаны коньки (в тексте сказано нацепил коньки). – Какие краски используем для картины? – Горка – белая, с голубыми разводами, capaй раскрасим темно-серым, дома: один сделаем светло-розовым, другой – голубым. Дворницкая будет желтая, а дверь – коричневая. Рядом – серый, как бы металлический, ящик. Из него виднеется лежащий горкой светло-оранжевый песок.
– А какие краски выберем для одежды Котьки? – На Котьке  коричневая шапка-ушанка, красный свитер, а шарф и варежки белого цвета, штаны и ботинки раскрасим черным цветом, а коньки сделаем с голубым оттенком.
– Какая же будет погода? – Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем– «золотое» (желтое) солнце. Такая работа приучает детей тренировать воображение.