Просмотр методического приема

Моделирование

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Обобщение и систематизация знаний
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Моделирование
Описание:

Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Учебной моделью можно назвать ту модель, которая фиксирует характерные признаки оригинала, отношения, обеспечивает возможность для дальнейшего их анализа в познавательных целях.
Можно выделить два типа моделирования:
1. Материальный.
2. Знаково-символический.
К  материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов, из металла, дерева, стекла и других материалов. К ним также относят и живые существа, используемые для изучения некоторых явлений или процессов. Материальные модели делятся на статистические (неподвижные) и динамические (действующие, подвижные). При изучении «Окружающего мира» статистическими моделями являются, например, макеты форм рельефа, муляжи внутренних органов человека, глобус (при изучении формы Земли). К динамическим моделям можно отнести опять же глобус (при показе вращения Земли), действующую модель вулкана.
Знаково-символические модели представляют собой запись каких-то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого-либо искусственного языка. 

Формируемые УУД:

регулятивные: 
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
познавательные:
фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; 
– моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире;
коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

Пример использования:

Тема «Равнины и горы»
Моделирование рельефообразующих процессов.
– Почему на месте горных стран, в конечном счете, формируется равнина?
Докажите свой ответ, построив модель явления. 
Учащиеся строят из песка гору. Зарисовывают ее. Затем поливают гору из лейки. Зарисовывают результат.