Просмотр методического приема

Диспут

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Применение умений и знаний в новой ситуации
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Диспут
Описание:
Диспут – это публичный спор на заданную тему. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из выступлений;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом;
– участие в коллективном обсуждении.
Пример использования:
Тема «Жизнь – особенность планеты Земля»
Мини-сценка:
Земля: Я – планета Земля больше всех влияю на живую природу. Именно я обеспечиваю смену дня и ночи. Это на мне есть материки и океаны. Без меня не было бы жизни.
Вода: Без меня, воды, не было бы жизни. Ведь живые организмы возникли в воде. И до сих пор все живое нуждается в воде.
Воздух: Это во мне, воздухе нуждается все живое. Без атмосферы никто бы ни выжил.
– Ребята, согласны с действующими лицами сценки? Хотите поспорить?
– Докажите значимость каждого персонажа сценки для живой природы. 
– А вы не забыли правила диспута? 
Правила диспута:
Внимательно, не перебивая, выслушивай мнение оппонента.
Если возможно, используй факты.
Будь аккуратен в оценке позиции оппонента.
Ты вправе изменить свою точку зрения.
Учащиеся по очереди озвучивают один из своих аргументов, другие пытаются его опровергнуть.
Итог диспута:
– Изменилась ли у кого-то из вас точка зрения, позиция по рассматриваемому вопросу? Почему?
– Мы не пришли сегодня к единому мнению, да и не могли прийти, так как все компоненты неживой природы (Земля, воздух, вода) значимы для живой природы.