Просмотр методического приема

Алгоритмизация

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок методологической направленности
Этап урока:
Мотивация учебной деятельности учащихся
Форма организации:
Групповая
Название:
Алгоритмизация
Описание:
Алгоритмизация – разработка алгоритмов. Алгоритм – программа действий для решения задач определенного типа. На начальном этапе обучение использования приема алгоритмизации уместнее давать ученикам готовые алгоритмы. Работая с ними, ученики учатся планировать свою деятельность, видят образчики сжатого способа подачи информации, учатся вычленять главное в теме. И как завершающий этап – предлагать работу по составлению алгоритма в качестве индивидуального задания.
Обучение алгоритмизации можно проводить в группах, в парах. 
Формируемые УУД:
регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира; 
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.
Пример использования:
Пример 1. Тема «Питание животных»
Учитель предлагает учащимся распределить животных по группам на основе способов питания и описать алгоритм (последовательность) работы. Учащимся предлагается раздаточный материал (различные животные изображены на картинках). 
В результате выполнения задания учащиеся распределяют животных на группы: травоядные, хищники, насекомоядные, всеядные. Озвучивают свой алгоритм работы и приходят к выводу о том, что в алгоритме существенную роль играет последовательность или очередность исполнения шагов – как это имеет место и в живой природе.
Пример 2. Тема «Домашние животные». Детям ставится задача рассказать о собаке (собаки различных пород изображены на картинках) так, чтобы сосед мог собрать ее изображение из деталей (детали предвари­тельно вырезаются из приложения к учебнику). Собрать собаку будет очень трудно, если рассказ этот будет неполным, фрагмен­тарным. Учитель наталкивает детей на мысль о необходимости составить себе алгоритм (план) о том, что нужно не забыть описать: а) все части тела (голова, туловище, ноги...), б) возмож­ные признаки: длинная или короткая шерсть, висячие или сто­ячие уши... После рассказа по плану задание выполняется ус­пешнее.