Проблемная ситуация – это осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Способы создания проблемных ситуаций: подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение; столкновение противоречия практической деятельности; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; предложение рассмотреть явление с различных позиций; побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; коммуникативные:
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.
Пример использования:
Тема «Растения».
Учитель демонстрирует 4 помидора: 1 – красный, 1 – желтый, 1 – зеленый, 2 – розовых.
– Что это? (Это помидоры).
– Что у них общего? (Это овощи).
– Где вы можете их видеть? (Они растут в огороде на грядке. Они растут в теплице).
– Какого они цвета? (Красный, желтый, зеленый, розовые).
– Что интересного заметили? (Всё это помидоры, но цвет у них разный).
– Какой возникает вопрос? (Почему они разные по цвету?)
– Сегодня мы будем говорить о царстве растений. И постараемся ответить на многие вопросы.