Пример использования:
Тема «Почему закрываются шишки?»
– Недавно мне пришлось гулять по лесу и рассматривать шишки, лежащие на дорожке. Все шишки были открыты, похожи на ежиков. На следующий день те же самые шишки были закрыты, чешуйки прижались друг к другу. Из-за чего такое могло случиться?
Дети предлагают свои объяснения. В результате этой работы на доске появляется ряд детских предположений. Это предположения, связанные с погодой: «из-за дождя», «из-за жары», «был вечер и утро» (солнечный свет) и пр.
– Проверим наши предположения, положим одну шишку на свет, а другую – в темноту.
– Что же мы увидим? (Они откроются /закроются).
– Сможем ли мы сделать из этого какой-то вывод? (Да. Мы сможем ответить на вопрос «Способны ли чешуйки шишки закрываться от воздействия влажности?»).
Аналогичным образом разбираются другие предложения детей (о влиянии солнечного света, ветра и пр.), формулируется проблемный вопрос занятия «Почему закрываются шишки?».