Просмотр методического приема

Моделирование

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок рефлексии
Этап урока:
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Моделирование
Описание:
Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. 
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Учебной моделью можно назвать ту модель, которая фиксирует характерные признаки оригинала, отношения, обеспечивает возможность для дальнейшего их анализа в познавательных целях.
Можно выделить два типа моделирования: материальный, знаково-символический.
К  материальным моделям относят такие, которые построены из каких-либо вещественных предметов, из металла, дерева, стекла и других материалов. К ним также относят и живые существа, используемые для изучения некоторых явлений или процессов. Материальные модели делятся на статистические (неподвижные) и динамические (действующие, подвижные). При изучении «Окружающего мира» статистическими моделями являются, например, макеты форм рельефа, муляжи внутренних органов человека, глобус (при изучении формы Земли). К динамическим моделям можно отнести опять же глобус (при показе вращения Земли), действующую модель вулкана. 
Знаково-символические модели представляют собой запись каких-то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого-либо искусственного языка. 

Формируемые УУД:
регулятивные: 
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
познавательные: 
– использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы рисунки;
– фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
– моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире;
коммуникативные: 
– высказывать мотивированное суждение.

Пример использования:
Тема «Равнины и горы».
Моделирование рельефообразующих процессов. 
– Почему на месте горных стран, в конечном счете, формируется равнина? Докажите свой ответ, построив модель явления.
Учащиеся строят из песка гору. Зарисовывают ее. Затем поливают гору из лейки. Зарисовывают результат.