Просмотр методического приема

Викторина

Предмет:
Окружающий мир
Тип урока:
Урок рефлексии
Этап урока:
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Викторина
Описание:
Викторина – игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, типом и сложностью вопросов и т.д.
Формируемые УУД:
личностные:
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений; 
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы; 
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других; 
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме. 
Пример использования:

Тема «Мир вокруг нас».
– Сейчас мы с вами отправимся в интеллектуальный тур.
– Вам предлагается метнуть «стрелы ума» по любой мишени и ответить на предложенный вопрос. Если ответ правильный, то вы зарабатываете один «ум». Если нет, право ответа переходит другому.
1. Ты заблудился. Холодно. Спичек нет. Как добыть огонь? (Огонь можно получить трением кусков древесины друг о друга или высечь искры из кремня на прут.)
2. Ветеран Великой Отечественной войны, артиллерист вспоминает, что на Курской дуге были такие случаи, когда направление стрельбы определялось по звездам, по Луне, по направлению рельсов. Почему же нельзя было использовать показания компаса? (Большое скопление металла влияет на магнитную стрелку компаса и делает неточными показания.)
3. К какому месту подойти можно только с юга? Ветер здесь тоже дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс.)
4. Что называют белым золотом, черным золотом, солнечным камнем? (Белое золото – хлопок, черное золото – нефть, солнечный камень – каменный уголь.)
6. Где на Земле впервые появилась жизнь? (В воде.)
7. В Северном полушарии наступила весна, а в Южном? Каковы главные причины смены времен года? (Осень. Постоянный наклон земной оси и годовое вращение Земли по орбите вокруг Солнца.)
8. В чем сходство и различие глобуса и карты полушарий? (Сходство: изображены географические объекты и поверхность Земли с помощью условных знаков. Земная поверхность изображена в масштабе. Отличие: глобус – модель Земли, на ней нет искажений при изображении земной поверхности. А на карте есть.)
10. Какое животное изображено на гербе России? (Двуглавый орел.)
12. Почему вода в реках и озерах не промерзает до дна? (Лед легче воды, поэтому застывшие верхние слои воды и снег на нем предохраняют нижние слои от промерзания.)
13. Почему летом мы носим, преимущественно светлую одежду, а не темную? (Белый цвет отражает и рассеивает лучи всех оттенков, поэтому светлая одежда мало нагревается солнцем в отличие от черной, которая поглощает и задерживает лучи.)
14. Почему двойные рамы предохраняют помещение от холода зимой? (Воздух – плохой проводник тепла. Заключенный между плотно закрытыми рамами, он предохраняет зимой помещение от остывания, подобно одежде.)
15. Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья? (Так они смазывают перья жиром, чтобы дождь не намочил их. Жир находится у них под хвостом в копчиковой железе.)
16. Почему многие растения пустынь имеют вместо листьев колючки или шипы? (Колючки и шипы заменяют листья – это приспособление, которое позволяет этим растениям более экономно расходовать влагу.)