Просмотр методического приема

Рассказ

Предмет:
Математика
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Рассказ
Описание:
Рассказ – это устная форма изложения учебного материала, которая представляет собой словесное описание событий, фактов, процессов и др.
Формируемые УУД:

регулятивные:
– определение последовательности промежуточных целей при изучении нового материала;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из рассказа учителя;
– использование извлеченной из рассказа информации в процессе изучения материала;
коммуникативные:
– формулирование вопросов, возникающих в процессе слушания рассказа.

Пример использования:

Тема «Нумерация»
Основной предпосылкой для всех математических знаний служит нумерация, которая у разных древних народов имела различный вид. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Такой способ записей долговых обязательств или налогов применялся малограмотным населением разных стран. На палочке делали нарезы, соответствующие сумме долга. Палочку раскалывали пополам: одну половину оставляли у того, кто должен, вторую – у того, кто одолжил. При расплате обе половинки проверяли складыванием.
С появлением письменности появились и цифры для записи чисел. Сначала эти цифры напоминали зарубки на палках, затем появились специальные знаки для некоторых чисел, таких, как 5 и 10.
Однако за несколько столетий до новой эры изобрели новый способ записи чисел, при котором цифрами служили буквы обычного алфавита.
В древнерусской нумерации числа от 1 до 9, затем десятки и сотни изображались последовательными буквами славянского алфавита (так называемой кириллицы, введенной в IX в.). Из этого общего правила были некоторые исключения.
Для указания того, что знак является не буквой, а цифрой, сверху над ним ставили специальный знак «~», называемый титло.
Десятки тысяч назывались «тьмы», их обозначали, обводя знаки единиц кружками.
Отсюда и произошло название «Тьма народу», то есть очень много народу. Сотни тысяч назывались «легионами», их обозначали, обводя знаки единиц кружками из точек.
Миллионы назывались «леодрами». Их обозначали, обводя знаки единиц кружками из лучей или запятых.
Сотни миллионов назывались «колодами». «Колода» имела специальное обозначение: над буквой и под буквой ставились квадратные скобки.
В приведенной системе обозначения чисел не шли дальше тысяч миллионов. Такой счет назывался «малый счет». В некоторых рукописях авторами рассматривался и «великий счет», доходивший до числа 1050. Далее говорилось: «И более сего несть человеческому уму разумети».
Современная математика использует арабские цифры, которые стали известны на Руси в начале XVIII в.