Просмотр методического приема

Словарная работа

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Групповая
Название:
Словарная работа
Описание:
   Словарная работа на уроках русского языка – область методики преподавания русского языка, охватывающая усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, наиболее используемых в речи; активизацию словаря.  
Формируемые УУД:
регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– формулирование учебной задачи; 
познавательные:
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; 
– высказывание и обоснование своей точки зрения; 
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 
Пример использования:

Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого необходимо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия (объясняется значение последнего словосочетания). А теперь будьте особенно внимательны. Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ. Первая часть – ле, так как является первым слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражена с помощью предлога в и окончания –е. Вторая часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав «сущ. + прил.». Вторая часть слова – ген, так как это первый слог зависимого слова генная в словосочетании генная инженерия; это словосочетание имеет состав «Существительное + прилагательное». Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи. Третья часть слова – да, так как является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи. Какое слово у вас получилось? Это слово легенда. Ребята, что же такое легенда? (Ученики предлагают свои варианты толкования слова). Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых есть доля вымысла. Ребята, у слова «легенда» есть ещё одно значение. Слышали ли вы выражение «легенда разведчика»? Здесь слово «легенда» обозначает вымышленные сведения о себе, то есть о том, кто выполняет секретное задание. Расскажите о правописании этого слова. Слово «легенда» состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная буква Е. Её надо подчеркнуть и запомнить. Послушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа ученика.