Просмотр методического приема

Эссе

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Рефлексия
Форма организации:
Групповая
Название:
Эссе
Описание:
   Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления. Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе, особенно в начальных классах,  пишется прямо в классе после обсуждения проблемы урока и по времени занимает не более 3- 5 минут.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– проговаривание вслух последовательности проводимых действий, опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
познавательные:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); 
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– умение понимать точку зрения другого;
– умение слушать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 
Пример использования:
Прием эссе можно использовать на уроке русского языка на стадии рефлексии в конце урока, а также на уроках развития речи.
Учащимся предлагается написать  в течении 5 минут небольшой текст по предложенным вопросам (работа проводится в группах):
– Что показалось вам сегодня трудным?
– Что в изученном сегодня для вас самое главное?
– Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
– Какие новые мысли, чувства у вас появились?
– Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? и т.д.