Просмотр методического приема

Деформированный текст

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы
Форма организации:
Групповая
Название:
Деформированный текст
Описание:
   Работа с деформированным текстом является продуктивным приемом обучения и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: например, озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.
Также можно предложить текст без деления его по предложениям, учащиеся должны разграничить предложения таким образом, чтобы получился текст.
Работа с деформированным текстом развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются познавательные и  коммуникативные учебные действия. 
Формируемые УУД:
регулятивные:
– высказывание предположения относительно способов решения учебной задачи, оценка результатов своих действий, внесение коррективов;
познавательные:
– подведение языкового факта под понятие разного уровня обобщения;
– развитие умения делать выводы, обобщения, анализ;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.
– понимание точки зрения другого, участие в работе группы, распределение ролей;
– оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
Пример использования:
*Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе можно предложить такое задание: «В конверте находятся кусочки - слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст.  Затем учащиеся делают предположение о теме урока. Каждая группа предлагает свой вариант.