Просмотр методического приема

Словесное иллюстрирование

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы
Форма организации:
Групповая
Название:
Словесное иллюстрирование
Описание:
   Словесное иллюстрирование – это создание устных картин на основе прочитанного или увиденного.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из текста;
– использование извлеченной из текста информации в словесного иллюстрирования;
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.
Пример использования:
Тема «Слово как часть речи»
Норма — это условие письменного и устного употребления слова в языке, закреплённое исторически. Примером орфографической нормы являются словарные слова молоко, билет, абзац. Примером лексической нормы является употребление слов одеть (ребёнка) и надеть (пальто).
Пример грамматической нормы в словосочетаниях поехал в Крым — вернулся из Крыма показывает условия употребления предлогов в и из, которые используются как антонимы в соответствии с общепринятыми нормами. Будет ошибочным употребление выражения «вернулся с Крыма».
Аналогичным является употребление предлогов на и с: поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа. В письменной и устной речи не употребляется выражение «вернулся из Кавказа» которые стали известны на Руси в начале XVIII в.

Работа по тексту (словесное иллюстрирование)
Совместно в группе обсудите текст и ответьте на следующие вопросы:
– Что такое норма?
– Что вы узнали о предлогах в, из?
– Какую характеристику вы бы дали предлогу и приставке ?
Учащиеся приводят словесные формулировки, стараясь как можно точнее описать  языковые единицы.  Описывается и ситуация, в которой могла быть использована каждая из приведенных единиц в речи.