Просмотр методического приема

Алгоритмизация

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Алгоритмизация
Описание:
   Алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. Составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке русского является одним из эффективнейших приёмов работы над повышением грамотности учащихся, развития «орфографической зоркости», и очень много учителей пользуются этим приемом именно для достижения предметных результатов. Однако использование алгоритмов особенно ценно тем, что оно прежде всего «работает» на достижение метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Обучение алгоритмам можно производить двумя путями. Можно, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Даже такая работа способствует формированию таких универсальных действий как умение работать по плану, сверяясь с целью, способность оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Но можно и так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Этот способ, наиболее ценный в дидактическом отношении, требует больших затрат времени.  Но зато он «работает» на достижение целого комплекса метапредметных результатов. 

Формируемые УУД:
регулятивные:
–. умение самостоятельно планировать пути  достижения целей;
познавательные:
– умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
– умение  устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других; 
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме. 
Пример использования:
Например:  на уроке изучения новой темы, «познакомившись» с орфографическим правилом, следует вместе с учениками рассуждать, с чего начинать его применение, что делать в дальнейшем, чего должны добиться в результате.
Работа над ошибками. Выписать слово с ошибкой, исправить ее Определить часть речи Произвести морфемный разбор слова ( по составу) Определить морфему, в которой была допущена ошибка ( корень, приставка, суффикс, окончание). Определить вид орфограммы ( безударная гласная в корне слова, о и ё после шипящих и ц, -н- и –нн- в суффиксах прилагательных и т. д). Привести не менее 5 примеров на эту орфограмму. Например: кожИный- прилагательное, сделанный из кожи, кож- ин-ый суффикс –ин- ,орфограмма -н- и –нн- в прилагательных (в прилагательных со значением сделанный из, пиши суффикс – ан-,-ян-). Значит, правильно будет кожАный. Примеры льняной, костяной, деревянный, глиняный, шерстяной.