Например, после анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно обратиться к детям с вопросами и заданиями:
- С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите в тексте этот эпизод.
- Как вы думаете, что испытал Котька, когда по требованию ребят «стал посыпать горку песком»? (Радость, облегчение, желание исправить свой промах).
- Как вы думаете, дружили дети, о которых мы прочитали?
- Чему научила Котьку история с горкой и песком?
- Изменился ли Котька к концу рассказа?
- Подберите к рассказу пословицу, наиболее соответствующую его главной мысли:
На всякое хотенье есть терпенье.
Ум хорошо, а два лучше.
Поспешишь – людей насмешишь.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Или такой вариант работы:
- Какой рассказ мы прочитали: веселый или грустный?
- Над кем мы смеялись?
- Это был добрый смех или злая насмешка?
- А сам Котька посмеялся над собой?
- Понравились вам ребята, о которых мы читали?
- А Котька?
- Мы прочитали очень весёлый, добрый – юмористический – рассказ детского писателя Николая Николаевича Носова.