Просмотр методического приема

Диктант

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Диктант
Описание:
Согласно общепринятому определению, диктант (от лат. dicto - диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным - в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после. Наиболее распространённые виды обучающих диктантов – выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом - учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. В качестве текстов диктанта чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
Формируемые УУД:
регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из различных источников;
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– чтение текстовой инструкции;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– формулирование мыслей в устной или письменной форме.
Пример использования:
Выборочный диктант. Это такой вид диктанта, при котором дети по заданию учителя выбирают из текста для записи соответствующие определённому заданию части текста.
Выборочный диктант можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма, когда слова выписываются без изменения, наиболее трудная – выборочная запись с изменением слов (например: поставить сущ. в начальную форму).
Например, выписать из текста подлежащее.  
Во двор пришла семья лосей. Около них собрались люди и увидели на задних ногах лосихи раны. Животное мучилось от ран. Добров принес марганцовку, йод, бинты и стал обрабатывать раны. Через три дня семейство покинуло гостеприимный двор. 
Свободный диктант. При нём учащимся предоставляется право свободного выбора слов и выражений при сохранении общего смысла текста. Учитель выразительно читает весь текст, проводит работу над его содержанием, затем читает текст по частям, а ученики пишут каждую часть. К чтению следующей части можно переходить только тогда, когда все напишут предыдущую часть.
Ценность диктанта в том, что он способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при его проведении воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.
Творческий диктант.
1. Со вставкой слов (распространение текста по заданию учителя).
2. С изменением грамматической формы некоторых слов текста.