Просмотр методического приема

Комментирование

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Комментирование
Описание:
Комментирование – это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Его первоначальное название, комментированное письмо, позже - комментируемое письмо. Комментирование, как и работа с алгоритмами, может быть подробным, полным и кратким, свернутым.
Механизм комментирования: 
а) чтение текста или его запись; 
б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними; 
в) к каждой орфограмме - комментарий: тип орфограммы, её правильное написание; 
г) в конце предложения - комментирование пунктуации.
Требования к комментированному письму: 
– не пропустить ни одной орфограммы, пунктограммы; 
– комментировать кратко и точно, без ошибок; 
– комментировать в темпе письма, не отставать.
Комментируемое письмо - работа систематическая и длительная (не менее года). Навык комментирования должен стать необходимым, он нужен ученику. Сам термин предполагает одновременность письма и комментирования. Комментирование может обходиться и без письма, проводиться на основе читаемого текста; оно тождественно орфографическому разбору. Комментирование нередко используется для контрольной функции. 
Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дается в учебнике русского языка, а отдельными словами –комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил формулировку правила. Кроме того, комментированное письмо выступает одним из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знание учеников и проверять их орфографические навыки. 
Формируемые УУД:
регулятивные:
– умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– умение анализировать языковой материал с выделением существенных и несущественных признаков;
– умение осуществлять синтез как составление целого из частей;
– построение логической цепи рассуждений;
– установление причинно-следственных связей.
коммуникативные:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Использование данного приема на уроке русского языка.
Пример использования:
Образец комментирования. 1 класс. «У Маши кошка. В этом предложении 3 слова. Слова пишутся раздельно. Первое слово У пишется с большой буквы, кладу красный квадратик. Второе слово Маши. Это имя. Пишется с большой буквы. Кладу еще красный квадратик. Третье слово кошка. Это не кличка, а название животного. Пишется с маленькой буквы. Кладу зеленый квадратик. Предложение повествовательное. Кладу кружочек с точкой».
3 класс: «Подлетает». В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелет. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма подлетать не на – ить, это глагол-исключение, значит, 1-е спряжение, пишу окончание - ет.