Просмотр методического приема

Эссе

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Совместное открытие знаний
Форма организации:
Групповая
Название:
Эссе
Описание:
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления. Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр публицистической прозы с ярко выраженной позицией автора, сочинение-рассуждение.
Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
Регулярная возможность писать.
Выбор интересной темы для письма.
Наличие образцов.
Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе, особенно в начальных классах,  пишется прямо в классе после обсуждения проблемы урока и по времени занимает не более 3- 5 минут.
Как писать эссе?
Сначала нужно сесть и подумать – а что я вообще знаю по этой теме? Что читал? Что слышал?
Вспомнить все случаи из жизни и из книг, подходящие к этой теме. При желании можно придумать свои случаи – никто не запрещает.
Вспомнить и кратко пересказать то, что по этой теме писали знаменитые люди.
И главное, что я сам думаю об этом? Мысли могут быть противоречивыми, как за, так и против.
Подумав, всё это нужно начать записывать. Не обязательно в виде связного текста, можно пока в виде отрывков, набросков. По мере формулирования и записывания мыслей в голову начнет приходить что-то ещё.
После того, как будет записано всё, что пришло в голову, нужно это несколько раз перечитать и построить из этого связный текст. Несмотря на то, что эссе имеет свободную внутреннюю структуру, в нем все же должно быть вступление и заключение. Вступление должно плавно ввести читателя в обсуждаемую тему, а заключение –содержать некий вывод, пусть даже весьма приблизительный и условный.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– проговаривание вслух последовательности проводимых действий, опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
познавательные:
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); 
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– умение понимать точку зрения другого;
– умение слушать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 

Пример использования:
Составление текста в жанре эссе позволяет сформировать умение высказывать своё мнение, предъявлять претензии, доказывать правильность своих доводов, критически оценивать их, прогнозировать исход дела, мысли, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.  
Предлагаем виды работ, которые можно использовать в период обучения написанию эссе в начальной школе:
Выделите основную мысль (основные мысли) автора.
Подчеркните в тексте опорные (ключевые) слова и фразы, необходимые для его понимания.
Словарная работа. (Например: «Кто больше?” Запишите определения к слову; Как можно сказать по-другому? Придумайте свои определения к данным именам существительным;
Вы журналист, которому предстоит взять интервью на тему: Какова роль имен прилагательных в речи?”
 Какие вопросы вы зададите?
Напишите короткое эссе по данному началу.
Чтение примера эссе:
Какие элементы текста (слова, сочетания слов, изменение порядка слов в предложении и пр.) придают ему форму размышления?
Продолжите предложения, исходя из содержания текста
Восстановите (устно) содержание текста по данным тезисам.
Выскажите (устно) свое мнение по вопросу … Аргументируйте его.
Прием эссе можно использовать на уроке русского языка на стадии рефлексии в конце урока, а также на уроках развития речи.
Учащимся предлагается написать  в течении 5 минут небольшой текст по предложенным вопросам:
– Что показалось вам сегодня трудным?
– Что в изученном сегодня для вас самое главное?
– Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?
– Какие новые мысли, чувства у вас появились?
– Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста? и т.д.