Просмотр методического приема

Деформированный текст

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Деформированный текст
Описание:
Работа с деформированным текстом является продуктивным приемом обучения и используется во всех классах начальной школы. Организовать эту работу можно следующим образом: учитель подбирает текст, соответствующий возрасту и изучаемым темам по русскому языку. Каждое упражнение печатается на полоске бумаги разного цвета. Затем эти полоски (предложения разрезаются на кусочки-слова) перемешиваются и помещаются в конверт. Собрав из слов предложения (в этом помогает цвет), ученики выстраивают текст. Полученные тексты читаются вслух. Затем даётся дополнительное задание к тексту: например, озаглавить его, найти грамматическую основу предложений, определить части речи, определить падеж имён существительных, выписать слова на заданные орфограммы, подобрать родственные слова к выделенным, продолжить текст и т.д.
Также можно предложить текст без деления его по предложениям, учащиеся должны разграничить предложения таким образом, чтобы получился текст.
Работа с деформированным текстом развивает орфографическую зоркость, творческую активность, мыслительную деятельность младших школьников, повышает интерес к уроку. При организации такой работы у обучающихся формируются познавательные и  коммуникативные учебные действия. 
Формируемые УУД:
регулятивные:
– оценка совместно с учителем одноклассниками успешности результата своих действий, внесение коррективов;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений; 
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы; 
коммуникативные:
– инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.
– понимание точки зрения другого, участие в работе группы, распределение ролей;
– оформление своих мыслей в устной и письменной речи.
Пример использования:
*Например, при изучении темы «Спряжение глаголов» в 4 классе можно предложить такое задание: «В конверте находятся кусочки - слова разного цвета. На жёлтой бумаге – слова первого предложения, на голубой – слова второго предложения, на зелёной – третьего предложения, на белой – четвёртого предложения, на розовой – пятого предложения. Нужно составить предложения, из которых получится текст. 
Найдите в тексте глаголы, определите их лицо, спряжение».
Наступает чудесная пора. Солнце заливает землю яркими лучами. Лесная опушка утопает в розовой пене. Гудят мохнатые шмели. В полдень прибегают на опушку разные зверьки.
*Расположи предложения так, чтобы получился связный текст.
1) Он жалобно разевал клюв и вертел головой.
2) Каждое утро мы с сестрой бегали на речку.
3) Мы вспомнили, что нельзя трогать птенцов, иначе мать их не примет.
4) Однажды мы увидели на тропинке маленького птенчика.
*Муравей и зерно
Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не мог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.