Просмотр методического приема

Толстые и тонкие вопросы

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Индивидуальная
Название:
Толстые и тонкие вопросы
Описание:
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Тонкие вопросы – вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана. Кто? Что? Когда? Как звать ...? Было ли ...?
Толстые вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Что, если ...? Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов
1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа сданным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чем состоят их ошибки.
2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.
3. В начале обучения детей младшего школьного возраста этому приему мы рекомендуем использовать его в соревновательной манере. Например, те, кто придумают наибольшее количество вопросов, или те, кто придумают самый смешной вопрос, получают жетон. Но такую форму проведения урока можно применять не часто. Стремление учиться ради жетонов может привести только к временному успеху.
4.Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы.
Формируемые УУД:
регулятивные:
– прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы; 
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы); 
– осуществление анализа и синтеза; 
– установление причинно-следственных связей; 
– построение рассуждения 
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; 
– формулировка вопросов; 
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения. 
Пример использования:
Составляется таблица из двух колонок:
● Левая колонка – толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
● Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».
Учащимся в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).  Например, при изучении темы «Имя прилагательное». 
Толстые  ?  
Тонкие  ? 
С какой целью….(в нашей речи используются прилагательные)?  
Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?  
Предположите, что будет, если … (из речи исчезнут все прилагательные)?  
Зачем…(прилагательные нужны в речи) ?  
Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?  
Что обозначает …(имя прилагательное)?.
Какие существенные признаки … (Существенные признаки данной части речи…).