Просмотр методического приема

Какография

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Комбинированный урок
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Какография
Описание:

    Какография (от греч. kakos – плохой + grapho – пишу). Педагогически не обоснованный прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками (Розенталь Д. Э.).

     Данный прием позволяет в определенной степени изменить манеру общения учителя и детей – общение становится более живым. Использование какографии создает условия для контроля учителя со стороны ученика: ученик находит и исправляет « ошибки учителя». Какография учит более внимательно прочитывать написанное, проверять. Какографию можно употреблять только как проверку и закрепление орфографических  знаний, уже приобретенных учеников.

     Целями использования данного приёма является:

- проверка орфографических знаний, умений и навыков школьников;
- формирование орфографической зоркости учащихся;
- развитие произвольного внимания и зрительной памяти младших школьников;
- повышение активности и интереса учащихся к занятиям по орфографии;
- формирование  у  учащихся самоконтроля.
Формируемые УУД:

регулятивные:
– умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; действие со знаково-символическими средствами;
– построение логической цепи рассуждений;
– установление причинно-следственных связей.
коммуникативные:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 

Пример использования:

   Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
*Например, на уроке русского языка во 2 классе, (этап повторения ранее изученного) можно предложить такое задание: списать с доски в тетради предложение.
У  гришы жыл Кот рыжык.
В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что:
– в конце предложения ставится точка;
– сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И;
– имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
– названия животных пишутся с маленькой буквы, так как это не имена собственные.
    Подобные задания позволяют создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда дети могут поспорить , пораcсуждать, додуматься до вывода, ответа.