Просмотр методического приема

Диктант

Предмет:
Русский язык
Тип урока:
Урок «открытия нового знания»
Этап урока:
Первичное закрепление нового
Форма организации:
Фронтальная
Название:
Диктант
Описание:
   Диктант (от лат. dicto - диктую), один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение получил при обучении орфографии и пунктуации. Различают Д. обучающие и контрольные. Обучающий диктант может быть предупредительным, комментированным или объяснительным - в зависимости от метода проведения. Во время предупредительного диктанта орфограммы и знаки препинания объясняются перед записью текста, во время комментированного диктанта - по ходу записи, при объяснительном - после. Наиболее распространённые виды обучающих диктантов – выборочный, творческий, свободный и так называемый самодиктант. При выборочном диктанте из читаемого текста записываются только определённые слова или их сочетания на изучаемые правила, при творческом - учащиеся вносят в текст по заданию преподавателя различные изменения. Свободный диктант близок к изложению (с обязательным употреблением определённых орфограмм). При самодиктанте преподаватель называет правило, на которое нужно придумать примеры, а диктуют их по очереди сами учащиеся. В качестве текстов диктанта чаще всего используются отрывки из художественных произведений. В практике обучения различные виды диктантов иногда осложняются дополнительными заданиями (грамматический разбор, упражнения по развитию речи и др.).
Формируемые УУД:
регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
– пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из различных источников;
– использование извлеченной информации;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– чтение текстовой инструкции;
– разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
– формулирование мыслей в письменной форме.
Пример использования:
                          Графический диктант.
Ученики не записывают слова, предложения, а только графически обозначают изученные орфограммы, значимые части диктуемых слов, члены предложения, структуру предложений и т.д. 
Например, тема «Род имен существительных».
Предлагаюся ряд слов: солнце, земля, день, тетрадь, окно, трава, село, мама, папа, смелость. Дети их обозначают знаками:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 с  ж м ж  с  ж  с ж  м  ж .
Графический диктант.
– Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие
значки.
1. Изменяемая часть слова – это …
2. Часть слова без окончания – это …
3. Разделительный ъ пишется после…