Название ТКУ: «Составляем орфографический словарь»
УМК: "Школа России"
Предмет: Русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: Комбинированный урок
Тема: «Составляем орфографический словарь»
Цель урока: Научить детей составлять орфографический словарь и пользоваться им на уроках русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные:
активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся; обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем; отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.
Личностные:
воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения; развивать навыки сотрудничества.
Метапредметные:
развивать интеллектуальные способности детей; формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное; формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря; формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы; формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||||||||||||||
1. Организационный момент |
|||||||||||||||
Все – кто хочет расширить свой кругозор. Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить. Все – кем движет великая сила – любознательность. Все – кому хочется в знаниях навести порядок. Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской. |
-активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся; |
|
|||||||||||||
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.
Что вы заметили? Какие ошибки допустила ученица? (орфографические) Поработайте в парах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении. Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы! Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю) Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов) Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить) Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?
Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать» наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка. Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря вы получаете? (выписать слова на определенную орфограмму) Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание? И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами мы можем составить?
Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)
Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.
Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю. Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А. |
-обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем; |
регулятивные: |
||||||||||||
3. Совместное открытие знаний |
|||||||||||||||
я а в о п п у р Г |
Беседа Переходим к созданию своего орфографического словаря. Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы. Для этого мы поиграем в игру «Пересадки». У каждого на столах лежат карточки со словами на определённое правило. Ваша задача найти членов своих групп (в классе создаются места для работы в группах, которые обозначены карточками с названиями орфограмм): 1группа: безударный гласный в корне слова 2группа: парный по глухости-звонкости согласный 3группа: непроизносимый согласный
У каждого члена группы есть свои роли:
Распределите роли в группе.
Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов. На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).
При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.
Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.
Прошу главных редакторов представить свои странички. |
Умение находить и исправлять ошибки в тексте; Умение работать в группах. |
регулятивные: |
||||||||||||
4. Первичное закрепление нового |
|||||||||||||||
я а в о п п у р Г |
Демонстрация |
Умение работать в группе; Умение создавать страницы орфографического словаря. |
регулятивные: –планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся. – строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно; познавательные: – рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря; |
||||||||||||
5. Домашнее задание |
|||||||||||||||
Я вижу, что многим понравилась работа и возникло желание создать свой словарь. Вы можете самостоятельно или вместе с одноклассниками, взрослыми составить свою страничку словаря, на которой представите слова на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня. А можно создать свой орфографический словарь, в который войдут слова на интересную для вас тему, например: «Школа», «Природа», «Здоровье», «Семья». |
|
|
|||||||||||||
6. Рефлексия |
|||||||||||||||
я а н ь л а т н о р Ф |
Самостоятельная работа Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре? Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их. Фамилия, имя _____________________________
Лист самооценки
Оцените свое участие в работе группы. Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы и ответь (ДА или НЕТ).
Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами можно ещё создать странички орфографического словаря?
Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске) и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:
|
Умение оценивать свою деятельность |
познавательные: -разбираются, достигнуты ли цели урока; коммуникативные: -взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; регулятивные: -самостоятельно оценивают свою работу на уроке. |