Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: «Составляем орфографический словарь»

УМК: "Школа России"

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Комбинированный урок

Тема: «Составляем орфографический словарь»

Цель урока: Научить детей составлять орфографический словарь и пользоваться им на уроках русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные:

 активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;  обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;  отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

Личностные:

 воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;  развивать навыки сотрудничества.

Метапредметные:

 развивать интеллектуальные способности детей;  формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;  формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;  формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;  формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Все – кто хочет расширить свой кругозор.

Все –  кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Все – кем движет великая сила – любознательность.

Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаю на занятие  творческой мастерской.

-активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;

  • воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.

Орфографический словарь

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

                                          М.Яснов

 

 Что вы заметили?

 Какие ошибки допустила ученица? (орфографические) Поработайте в парах и попробуйте исправить ошибки в стихотворении.

 Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!

Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)

Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

 

Ребята, но ведь у нас в учебнике уже есть орфографический словарь со словарными словами. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать»  наш словарь, чтобы он был нам полезен на уроках русского языка.

Вспомните, какие задания с использованием орфографического словаря  вы  получаете? (выписать слова на определенную орфограмму) Ваши предложения: как можно «отредактировать» наш орфографический словарь, чтобы быстро выполнять данное задание?

И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами мы можем составить?

 

Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

 

Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

  • Учиться грамотно читать и писать.
  • Учиться определять падеж имен существительных.
  • Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
  • Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
  • Учиться работать в группах.
  • Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

 

Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.

Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А.

Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.

На следующей странице заголовок «Как пользоваться орфографическим словариком».

По словарику можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
(Дети самостоятельно работают со словарем).
Словарик научит нас делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет нам правильно изменять слова.
Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня нет...»
полотенце «Я купила много...» (полотенец)
пахать «Я...»(пашу), «Они...» (пашут).

Словарик скажет нам какого рода существительное.
Например, драже «Драже очень вкус...» (ное).

В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова.


-обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;

 

регулятивные:
– определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Беседа

Переходим к созданию своего орфографического словаря.

Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы. Для этого мы поиграем в игру «Пересадки». У каждого на столах лежат карточки со словами на определённое правило. Ваша задача найти членов своих групп (в классе создаются места для работы в группах, которые обозначены карточками с названиями орфограмм):

1группа: безударный гласный в корне слова

2группа: парный по глухости-звонкости согласный

3группа: непроизносимый согласный

 

 

У каждого члена группы есть свои роли:

  • главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),
  • художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
  • хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),
  • собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).

Распределите роли в группе.

 

Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.

На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

 

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

Правила работы в группе:

  1. Обсуждать тихо.
  2. Объяснять своё высказывание.
  3. Слушать других.
  4. Договариваться.
  5. Работать быстро.

 

 При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.

Инструкционная карта

1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?

2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.

3. Найти в словарике учебника на с. 150-151 слова на вашу орфограмму.

4. Записать  слова на бланк в алфавитном порядке.

5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.

6. Оформить свою страничку.

 


 Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились. 

 

Прошу главных редакторов представить свои странички.


 Умение находить и исправлять ошибки в тексте;

Умение работать в группах.

регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– осуществление познавательной и личностной рефлексии.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Первичное закрепление нового

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Демонстрация


 Умение работать в группе;

Умение создавать страницы орфографического словаря.

 

регулятивные:
–контроль собственных действий;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из демонстрации;
–сопоставление предъявляемой информации;
–использование извлеченной информации;

–планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

– строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

познавательные:

рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

5. Домашнее задание

 

Я вижу, что многим понравилась работа и возникло желание создать свой словарь. Вы можете самостоятельно или вместе с одноклассниками, взрослыми составить свою страничку словаря, на которой представите слова на изученные нами орфограммы, но не вошедшие в наш словарь сегодня. А можно создать свой орфографический словарь, в который войдут слова на интересную для вас тему, например: «Школа», «Природа», «Здоровье», «Семья».

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Самостоятельная работа

Для чего нужен наш орфографический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

 Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Фамилия, имя _____________________________

 

Лист самооценки

 

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

 и ответь  (ДА  или НЕТ).

 

Вопрос

 

 

Ответ

Справился ли ты со своим заданием?

 

Легко ли тебе было выполнять  задание?

 

Активно ли ты работал(а) в группе?

 

Помогал(а)  ли  участникам группы, когда они нуждались в помощи?

 

Хочешь ли ты  еще работать с этими ребятами в одной группе?

 


Все ли изученные правила письма мы с вами сегодня рассмотрели при создании словаря? С какими орфограммами  можно  ещё создать странички орфографического словаря?

 

Какие впечатления от урока у вас остались? Прочитайте высказывания с впечатлениями о работе (на доске)  и прикрепите стикер к тому утверждению, которое совпадает с вашим мнением:

  • Мне очень понравилось работать над составлением словаря, хочу сделать свой словарь.
  • Мне понравилось работать над составлением словаря, но свой словарь создавать не хочется.
  • Мне не понравилась работа. 

    На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!



Умение оценивать свою деятельность

 

познавательные:

-разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативные:

-взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивные:

-самостоятельно оценивают свою работу на уроке.