Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Обобщение знаний о глаголе

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок методологической направленности

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Цель урока: Приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изучаемой теме.

Планируемые результаты:

Предметные:

систематизировать знания о глаголе; овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное; формировать умение определять грамматические признаки глагола.

Личностные:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров). Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!

 

Коммуникативное: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Найди лишние слова

- Класс делится на группы. Каждой группе раздаются карточки, на которых записаны слова.

Задания для групп: найдите лишние слова.

Объясните, почему вы выбрали именно эти слова.

1. Обида, огорчение, жестокость, ударить.

2. Смех, улыбка, хохотать, радость.

3. Печалиться, грусть, настроение, веселье.

4. Предательство, помочь, подсказка, дружба.

Отчет каждой группы о результатах своей работы. Остальные дети дискутируют, задают вопросы.

- Слова какой части речи назвали? (Глаголы)

-Сегодня мы поговорим о глаголах.


формировать умение определять грамматические признаки глагола;способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.

3. Обобщение и систематизация знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Стадия вызова

Мозговой штурм:

- Ответьте на вопросы «Кто что делает?»

Повар -…, врач - ….., учитель - …, ученик - …, баянист - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - .., ветер - …, гром - …, молния - .., трава - .., дождь - …, огонь - …, солнце - .., вода - ...

Сделайте вывод.

(Глагол – одна из наиболее употребляемых частей речи. Глагол обычно обозначает действие, процесс).

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения о глаголе, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили о глаголе. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…».

Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о глаголе. (В помощь учащимся, кто сомневается, на доске записаны вопросы, которые помогают детям работать).

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать глагол?

2. Что обозначает глагол как часть речи?

3. Какие морфологические признаки имеет глагол?

4. Как он изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?


систематизировать знания о глаголе; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные: развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Обмен информацией в парах

Обмен информацией в парах

- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.


способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;

Коммуникативные: учитывать разные мнения, умение сотрудничать; уметь формулировать собственное мнение и позицию; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Корзина идей

«Корзина» идей

- Теперь назовите по очереди какое-нибудь правило по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.


систематизировать знания о глаголе; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

 Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные: извлечение необходимой информации; разграничение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество учащихся друг с другом; участие в коллективном обсуждении.

 

4. Применение умений и знаний в новой ситуации

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Стадия осмысления

Составление кластера

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.



Дидактические материалы:

Составление кластера

систематизировать знания о глаголе; формировать умение определять грамматические признаки глагола.

Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; Познавательные: умение формулировать вопросы; нахождение главного в большом объеме учебного материала; установление причинно-следственных и логических связей; построение умозаключений; умение сравнивать и анализировать;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в устной форме или графически.

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Работа с информационным текстом (прием «Заметки на полях»)

Прием "Заметки на полях"

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист с текстом. Предложения там пронумерованы. Вы читаете его и отмечаете маркировочными значками информацию. В конце листа находятся условные обозначения. От вас, ребята, потребуется активное и внимательное чтение, потому что вы должны разнести всю информацию в таблицу «ЗУХ» (Знаю. Узнал новое. Хочу узнать подробнее).

Информационный текст  

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

1. Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом): ходить, стоять.

2. Глаголы бывают совершенного (построить, достигнуть) и несовершенного вида (строить, делать)

3. Глаголы изменяются по временам:

прошедшее время – погасил

настоящее время – гасит

будущее время – погасит

4. Глаголы изменяются по наклонениям: изъявительное, сослагательное, повелительное (светит, пропели, сохраним; написал бы; читайте, говорите). В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

писать – писал             я пишу               пишет – пишут

пишу                            ты пишешь

напишу                         он напишет

5. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

6. В предложении глагол обычно служит сказуемым и вместе с подлежащим образует его грамматическую основу. Например, Никита спешит на урок.

7. Глагол имеет две основные формы – причастие (читающий) и деепричастие (читая)

8. Глаголы склоняются, то есть изменяются по числам и падежам. (Данное предложение содержит заведомо неверную информацию, для того, чтобы учащиеся критически подходили к изучению информации)

Маркировочные знаки:

* - информация, которая уже была известна тебе;

+ - новая информация ;

- - неверная информация;

? - информация, которую ты не понял.


систематизировать знания о глаголе; формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные: развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы. Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).

5. Контроль усвоения знаний

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Знаю – Хочу знать – Узнал

- Ребята, постарайтесь записать своими словами сведения, понятия или другие факты. Например, посмотрите на таблицу.

 

 

 

Индивидуальная работа

(Учащиеся делают записи в таблице, опираясь на вопросы, записанные на доске) 

Вопросы:

  1. Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?
  2. Что оказалось новым?
  3. С чем вы не согласны?
  4. Что вызвало сомнение?
  5. Почему?

Докажите свою точку зрения.


Дидактические материалы:

Таблица "ЗХУ"

систематизировать знания о глаголе; формировать умение определять  грамматические признаки  глагола; овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Регулятивные: последовательная реализация поставленной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
Познавательные: сопоставление информации; разграничение основной и второстепенной информации;
Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Синквейн

a. Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам. Суть синквейна – в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию). 

b. Какие правила существуют для его написания?

На 1-ой строчке – одно слово – существительное – это и есть тема синквейна.

На 2-ой – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На 3-ей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4-ой – целая фраза, предложение, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза. Последняя фраза – это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.

c. Какой синквейн получился у вас?

(Учащиеся читают синквейны, которые они написали)

 

Глагол

Важный, необходимый

Действует, обозначает, изменяется

Устами младенца глаголет истина

Учение

(1 группа)

 

Глагол

Особенный, главный

Спрягается, показывает, имеет

Глаголом жги сердца людей

Знание

(2 группа)


систематизировать знания о глаголе; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; развитие умения на основе анализа объектов делать выводы; построение сообщений в устной и письменной форме;
Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать других; развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной формах.

6. Домашнее задание

Повторить материал по кластеру.

(В конце урока поводится тот же цветовой тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)

 

 

7. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Практическое задание по карточкам

В-1

Прочитайте стихотворение. М.Исаковского «Ветер». Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе. С какой целью автор употребляет их в стихотворном тексте? Выполните морфологический разбор одного из глаголов.

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что – то

Воробьев знакомых.

                                         М.Исаковский.

В-2

Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза».

Найдите и подчеркните в тексте глаголы, употребленные в переносном значении. Вспомните, как они называются в художественной литературе. С какой целью автор употребляет их в стихотворном тексте? Выполните морфологический разбор одного из глаголов.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит…

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Все вторит весело громам…

                                               Ф. Тютчев

Подведение итогов

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?


систематизировать знания о глаголе, как части речи; формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола. Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров) Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.