Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Медянкина Александра «Делимое. Делитель»

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 3 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: «Делимое. Делитель»

Цель урока: Познакомить с правилами нахождения делимого и делителя на основе взаимосвязи компонентов действий.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научить учащихся использовать взаимосвязь умножения и деления при вычислениях; - выполнять деление двузначного числа на однозначное; - читать равенства, ис¬пользуя математическую терминологию; - решать задачи изученных видов.

Личностные:

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. -выполнять задания творческого и поискового характера; -работать в парах.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД) - способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; - создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) - способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД).

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Доброе утро, ребята!

  - Я  очень рада видеть ваши умные глаза

  Я знаю. Каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок:

Возьмем же ручки и мелок

И вместе мы начнём урок!

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи себе и друг другу!

 

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Организация рабочего места (регулятивные УУД)

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Занимательные упражнения

-  Используя четыре раза цифру 5 и знаки действий, запишите выражения со значениями 45 и 65. (55 - 5 - 5 = 45, 55 + 5 + + 5 = 65.)

-  Петя дал младшему брату половину своих яблок и еще одно яблоко, после этого у него не осталось ни одного яблока. Сколько яблок было у Пети? (2)

—  Используя цифры 0,1,2, запишите все возможные двузнач­ные числа, в записи которых цифры не повторяются. (10, 12, 20,21).

—  Решите задачи.

  • Мама купила 6 пирожных. Одну третью часть она раздала детям. Сколько детей у мамы, если каждый ребенок полу­чил по одному пирожному?
  • Крот дал Дюймовочке 12 зернышек. Она отнесла одну чет­вертую долю ласточке. Сколько зернышек Дюймовочка отнесла ласточке?
  • За обедом детям раздали 9 кг яблок, что составило одну ше­стую часть запасов, имевшихся на складе. Сколько яблок было на складе столовой?
  • Мама истратила на пальто дочке одну вторую длины имев­шейся у нее тесьмы — 50 см. Какой длины была вся тесьма?


Решать задачи изученных видов.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (познавательные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Умение корректировать свои действия на основе его оценки (регулятивные УУД)

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД).

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(познавательные УУД)

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Создание проблемной ситуации

—  Рассмотрите равенства.

24:6 = 4                                6:2 = 3

24:4 = 6                                3-2 = 6

—  Прочитайте первое равенство математическим языком. (Де­лимое 24, делитель 6, частное 4.)

—  Какого равенства не хватает в первом столбце? (6-4 = 24.)

—  Как его получить из первого равенства? (Делитель 6 надо умножить на частное 4, и получится делимое 24.)

—  Какого равенства не хватает во втором столбце? (6:3 = 2.)

—  Как его получили? (Делимое 6разделили на частное 3 и по­лучили делитель 2.)

—  Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Находить не­известное делимое, если известны частное и делитель, и не­известный делитель, если известны делимое и частное.)

—  Какие математические законы мы будем применять? (За­коны о взаимосвязи деления и умножения.)

—  Сформулируйте тему урока.


Научить учащихся находить компоненты делимого, делителя, частного.

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(познавательные УУД)

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

—  Рассмотрите фигуры и равенства вверху на с. 16.

—  Подсчитайте площадь (количество клеток) в первом пря­моугольнике. (75.)

—  Чему равна длина прямоугольника? (5клеток.)

—  Чему равна ширина? (3 клетки.)

—  Что находили выражением 15:5 = 3? (Ширину прямоуголь­ника.)

—  Прочитайте равенство, называя компоненты деления.

—  Как можно найти делимое по известным частному и дели­телю? (Если делитель умножить на частное, то получится делимое: 5- 3 = 15.)

—  Как можно узнать делитель по известным частному и де­лимому? (Если делимое разделить на частное, то получится делитель: 15: 3 = 5.)

—  Объясните, как получились равенства во втором столбце.

—  Прочитайте выводы в красной рамке. Сравните их с выво­дами, которые вы сделали в начале урока.

№ 1 (с. 16).

Первый столбик. Делимое 40, делитель 8, частное 5.

Делитель умножим на частное получаем делимое.

Делимое разделим на частное получаем делитель.

Второй столбик. Делимое 27, делитель 9, частное 3.

Делитель умножаем на частное получаем делимое.

Делимое разделим на частное получаем делитель.

Третьий  столбик. Делимое 56, делитель 7, частное 8.

Делитель умножаем на частное получаем делимое.

Делимое разделим на частное получаем делитель.

Четвертый столбик.  Делимое 54, делитель 6, частное 9.

Делитель умножаем на частное получаем делимое.

Делимое разделим на частное получаем делитель. 

(Устное выполнение. Учащиеся комментируют решение при­меров, называя компоненты деления.)


Дидактические материалы:

Фигуры

Моделировать прием компонентов делимого, делителя, частного  с помощью фигур и равенств

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД.

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(познавательные УУД)

 

 

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (познавательные УУД)

 

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Разбор задачи

№2 (с. 16).

—  Прочитайте задачу.

- О чем говорится в этой задаче? (Об улитке, о том, которая ползла) .

—  Что значит «четвертая часть пути»? (Указанное расстояние повторится 4 раза.)

—  Поставьте вопрос к задаче. (Какое расстояние надо прополз­ти улитке до земли 7)

—  Как узнать расстояние? Какое правило нужно вспомнить? (Правило нахождения числа по его доле.)

—  Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

3∙4=12(дм) надо проползти улитке.

Ответ: 12 дм

№3(с. 16).

—  Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче? (О вишне) 

—  Какую величину будем искать? (Массу.)

—  Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.) (Учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

Масса одного пакета

Количество пакетов

Общая масса пакетов

? (одинаковая)

4 шт.

28 кг

 

3 шт.

?

 

7 шт.

?

—  Что надо знать, чтобы найти массу 3 пакетов, 7 пакетов?) (Массу одного пакета.)

- Как найти массу одного пакета?

(28:4=7(кг) масса одного пакета)

- Каким действием мы узнаем массу 3 пакетов? 7 пакетов? (3∙3=9(кг) масса трех пакетов;

7∙3=21(кг) масса семи пакетов)

(Проверка.)


Умение различать условие и вопрос задачи.

Умение оформлять решение задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

 

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Алгоритмизация

№56 (с. 24).

(Групповое выполнение. Взаимопроверка.)

№57 (с. 24).

(Первый столбик примеров учащиеся решают в группах пооче­редно комментируя решение по алгоритму, второй — самостоя­тельно. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание в учебнике: № 6 (с. 16).)


Дидактические материалы:

№6

 

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

 


5. Домашнее задание

 

Учебник: № 5 (с. 16). Рабочая тетрадь: № 53 (с. 22).

 

 

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)

Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(личностные УУД)    

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Как связаны между собой компоненты деления?

—  Какое открытие вы сделали?

—  Какое задание было самым интересным?

—  Кто сегодня справился со всеми заданиями без ошибок?

—  Кому нужна помощь товарищей?



Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (регулятивные УУД)

Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности(личностные УУД)