Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение_Н.Носов_На горке

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Н.Носов «На горке»

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа. 2. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное. 3. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание. 4.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение пересказывать прочитанное по заданному плану; - умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Личностные:

-установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке; - умение оценивать поступки людей; -умения, связанные с развитием самооценки; -умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Метапредметные:

Познавательные: - умение найти и выделить необходимую информацию; - умение оценить результат деятельности; - умение адекватно передавать содержание текста; -умение фиксировать проблему; - умение анализировать, доказывать свою точку зрения; - умение определять жанр произведения; - умение выбрать вид чтения в зависимости от цели; - умение сравнивать поступки героев; - умение пользоваться толковым словарём; - умение правильно и чётко построить ответ на вопрос - умение свободно выражать своё мнение -умение слушать и следить, воспринимать текст на слух -умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - умение ориентироваться в тексте -умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: - умение принимать учебную задачу; - умения действовать по внутреннему плану; - умение выстраивать планы на перспективу; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; -умения сотрудничать с учителем и сверстниками; - умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания; - умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; -умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками; -умения межличностного общения, совместной деятельности; - умения учитывать разные мнения; - умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Приветствует обучающихся,  проверяет их готовность  к уроку

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!

- Перемена быстро пролетела,

  Нужно браться нам за дело!

  Слушать вам надо внимательно,

   Работать вам надо старательно,

   Побольше нового узнать

  И получить отметку «пять»!

У вас у каждого есть индивидуальный оценочный лист. В течение урока вы будете выставлять себе оценки за работу, рисуя снежинки (от 1 до 3).

 *** - у меня получается это очень хорошо

 ** - в моей работе есть недочеты

 * - у меня получается не очень хорошо

 

Личностные УУД:

-установить личностный смысл учебной деятельности на данном уроке

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Пересказ по цепочке, беседа, самопроверка,

Учитель проводит краткую фронтальную беседу о творчестве писателя Н. Носова, проверяет усвоение содержания рассказа «Живая шляпа» (тест), прослушивает пересказ рассказа по цепочке по плану (3-5 человек), оценивает выполнение домашнего задания в оценочном листе с помощью снежинок. 

- Знаком ли вам этот литературный герой?

- Какой писатель написал книгу о Незнайке?

- Найдите портрет Н. Носова среди портретов других писателей

- Какие произведения этого автора вы знаете?

-Дома вы должны были прочитать выразительно и подготовить пересказ рассказа “Живая шляпа” по плану в учебнике.

-Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.(карточки на столах)

1. Тест (выбрать правильный ответ).  

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;

б) Васька;

в) Пушок

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;

б) Спал на диване;

в) Играл с мальчиками.

3. Какой был хвост у кота?

а) белый;

б) серый;.

в) черный

4.Где лежала шляпа?

а) на столе;

б) на комоде;

в) на полке

5.Почему упала шляпа?

а) уцепился кот;

б) дунул ветер;

в) задели ребята;

6. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Леша и Дима;

б) Толя и Коля;

в) Володя и Вадик.

7. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;

б) Картофель;

в) Яблоки.

8. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

А) Володя;

б) Вадик

Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо. Каждый самостоятельно оценит выполнение домашней работы в оценочном листе при помощи снежинок.(ключ к тесту)


Дидактические материалы:

Ключ к тесту

Предметные УУД:

- умение пересказывать прочитанное по заданному плану;

- умение отвечать на вопросы по содержанию текста

Коммуникативные УУД

- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками

Познавательные УУД:

- умение найти и выделить необходимую информацию;

- умение оценить результат деятельности;

- умение адекватно передавать содержание текста

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа, прослушивание аудиозаписи, отгадывают загадки

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением Николая Николаевича Носова и вновь будем учиться составлять план, пересказывать и отвечать на вопросы.

-А сейчас Незнайка приглашает нас познакомиться с этим произведением и предлагает отгадать его название.

(За правильные ответы дети получают снежинки. Д

ети разгадывают анаграмму:(карточки на столах))

Г - - Ь О - - - Ь Р - - - - Ь К - - - - - Ь А - - - - - - Ь

Отгадать слова вам помогут загадки:

- В перьях ходит, не спешит, часто на людей шипит, Я чуть-чуть его боюсь. Угадали?

Это ……………… (гусь)

- Лес разделся, неба просинь, это время года ……… (осень)

- Если мы опустим наши руки, он удержит наши брюки. (ремень)

-По волнам дворец плывет, на себе народ везет. (корабль)

- Нанесет она узор, очень трепетный и нежный, Будь то небо или бор, иней, тонкий, белоснежный, Зеленеющий апрель – все раскрасит ……………… (акварель)

- Какое слово помог разгадать Незнайка? (горка). Прочитайте название нового рассказа Н Носова. (На горке)

- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Делали ли вы горки зимой?

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. Убедитесь, верны ли ваши предположения по поводу содержания. - прослушайте аудиозапись произведения (Стр. 60- 63 учебника)

- Понравилось ли вам произведение Н. Носова?   (слайд 9)

- Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Расскажите об этом.

- Кто из вас более точно предположил то, о чем будет рассказано в произведении?

- К какому жанру оно относится? Почему вы так думаете?

- Какое настроение  вызывает этот рассказ? Почему?

- Хочется ли вам самим выразительно прочитать его?


 

Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;

- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;

Регулятивные УУД:

- умение принимать учебную задачу

Личностные УУД:

- умение оценивать поступки людей;

Коммуникативные УУД:

- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные УУД:

- Умение определять жанр произведения

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа, чтение по цепочки, поиск информации в тексте, беседа

- Найдите слово, выделенное для словарной работы (стр. 61)  Кто из вас может объяснить его значение? ( ДВОРНИЦКАЯ)

- Найдите толкование этого слова в  словарике на странице 214 учебника

- Значение   каких слов в тесте вам еще непонятны? (на четвереньках)

- Кто может объяснить  значение  этого выражения? (слайд12)

                        Словарная работа

  • Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

-А сейчас мы прочитаем рассказ вслух по цепочке  и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?


-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Почему Котька спешил, когда собирался на улицу?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста…

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

 

- Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

  1. Поспешишь – людей насмешишь. (Слайд 1)
  2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
  3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.




Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

 -умение осознанно строить  речевое высказывание  в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

- умение выбрать вид чтения в зависимости от цели;

- умение сравнивать поступки героев;

- умение пользоваться толковым словарём

Коммуникативные УУД:

-умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

 

 

 

 

5. Домашнее задание

Мы прослушали текст, прочитали рассказ вслух,  составили  план к нашему рассказу. Выберите задание на  дом по своим силам и желанию, объединившись в пары:  нужно подготовить  пересказ рассказа по сюжетным картинкам,   нарисовать картинку для недостающего 7 пункта плана «Котька делает ступеньки», составить кластер или синквейн к слову «друзья»  

 

Регулятивные УУД:

- умение выстраивать планы на перспективу

Коммуникативные УУД:

-умения межличностного общения, совместной деятельности

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Диалог

-С каким произведением мы познакомились?

- Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? -С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание на слайде, подтверждающее главную мысль рассказа.

1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и исправлять свои ошибки.

-Чему же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком?

- Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Итог нашего урока. Продолжите фразу:

• 1. Я научился…

• 2. Было интересно…

• 3. Было трудно…

• 4. Больше всего мне понравилось…

• 5. Я понял, что…

-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок, нарисованных вами в оценочном листе. Посчитайте все свои снежинки. У кого получилась самая высокая горка?

-Я довольна нашим уроком, большое вам спасибо за хорошую работу!


 

 Личностные УУД:

-умения, связанные с развитием самооценки;

-умение выбрать ориентир в сфере нравственно-этических отношений;

Коммуникативные УУД:

- умения учитывать разные мнения;

- умения аргументировать свои мысли, делать выводы и обобщения;