Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Вычитание из числа 10

УМК: Школа России

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Вычитание из числа 10

Цель урока: Познакомить детей с новым приемом вычитания числа из 10.

Планируемые результаты:

Предметные:

- закрепить знания состава числа 10; - вычитание в пределах 10; - умение решать простые задачи на сложение и вычитание; - формировать навык устного счёта; - повторение понятий «равенство» и «неравенство»; - взаимосвязь компонентов действий при сложении; - знание состава числа.

Личностные:

- мотивация учебной деятельности; - ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания; - способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; - способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (регулятивные УУД) - способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; - создать условия для формирования умения совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) - способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

-Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Теперь сядьте удобно, закройте глаза. Наклоните головки и повторяйте за мной:

Я в школе на занятии. Голова мыслит ясно.

Сейчас я начну учиться. Я хочу учиться.

Я радуюсь этому. Я очень хочу учиться.

Внимание мое растет. Я готов к работе.

Память моя крепка. Я работаю.

 

Организация  своего рабочего  места (регулятивные УУД)

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устная работа

 

- Начнем наш урок с устного счета.

 

Задание 1.

-Послушайте задачу:

Ёжик по грибы пошёл,

Восемь рыжиков нашёл.

Шесть грибов в корзинку,

Остальных – на спинку.

- Сколько рыжиков везёт

На своих иголках Ёж?

8 – 6 = 2(гр.)

Задание 2.

- К нам в гости пришли ежи.

- Что у них на спинках вместо грибов?

- Они никак не могут найти свое место. Давайте по-можем им.

- Куда бежит каждый ежик со своим знаком равенства и неравенства?

 

 


 Формирование навыка устного счёта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Повторение понятий «равенство» и «неравенство»

 

регулятивные:
– умение корректировать свои действия на основе его оценки;
познавательные:

–умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
коммуникативные:

–формулирование мыслей в устной форме.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Тонкие и толстые вопросы

Задание 3.

- Посмотрите на экран и отгадайте, какие числа спрятались за грибами и яблоками.

- Кто догадался, какое число спряталось под грибочком? Красным яблоком? Зеленым яблоком?

Задание 4.

- Помогите белочке и ежику собрать грибы!

- Прочитайте первое выражение разными способами.

- Какое число не попало в корзинку ни к ежику, ни к белке? (10)

- Это число можно представить разными способами. Для этого давайте повторим состав числа 10.

Задание 5.

 - У вас на столе лежит карточка, которую надо заполнить.

- Проверим, как вы заполнили таблицу. (Один ученик читает по своей карточке, учащиеся смотрят на экран)

Задание 6.

- Посмотрите внимательно на эти выражения. Чем они похожи?

- Прочитайте первое выражение разными способами.

- Найдите их значения, где это возможно.

 

8-5=3

9-6=3

6-5=1

7-5=2

9-7=2

10-5=?

- Как рассуждали? 8 – это 5 и 3. Если вычтем 5, останется 3.

 - Каким правилом пользовались? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое).

- Почему возникли затруднения?

- Что мы еще не знаем?

- Какой пример не похож на другие? Почему?

(мы не умеем вычитать из 10)


Взаимосвязь компонентов действий при сложении

 

 

 

Знание состава числа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание состава числа

 

 

 

 

 

регулятивные:

–нахождение ответов на вопросы;
–переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной форме;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

- Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? Какая цель нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами научимся вычитать из 10.

Зная состав числа, попробуем решить данные примеры

10 – 9 =

10 = 9 + 1

Как будем рассуждать?

 Пример: "10-это 9 и 1. Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое. Значит 10-9=1"

 


 

 

 

 

Знать состав числа 10

 

регулятивные:
–определять и формулировать цель с помощью учителя; 

–составление алгоритма действий;

–умение работать по коллективно составленному алгоритму 

познавательные:
–извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–сопоставление информации;
–использование извлеченной информации;
коммуникативные:
–участие в коллективном обсуждении.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Разбор задачи

- А теперь перейдем к решению задач.

- Найдите на странице 34 задачу № 2.

 

- Прочитайте задачу про себя.

- Теперь прочитай (прошу ученика) задачу вслух для всего класса.

- Запишем в тетради краткую запись к этой задаче.

- Запишите слово «Задача».

- О каких домах говорится в условии задачи? (О нашем и соседнем). Запишем это.

- Сколько этажей в нашем доме? (5 этажей) Запишем это.

- Известно, сколько этажей в соседнем доме? Поставим знак вопроса.

- А что сказано по дома в соседнем доме? (их на 3 этажа больше)

- Запишем это.

 

Н. – 5 эт.

С. - ?, на 3 эт. больше

 

- Повторите вопрос задачи. (сколько этажей в соседнем доме?)

- Сколько этажей в нашем доме? (5 этажей)

- А что нам сказано про соседний дом? (в соседнем доме на 3 этажа больше)

- Как узнать, сколько этажей в соседнем доме? (к 5 прибавить 3)

- Хорошо, давайте запишем решение:

5 + 3 = 8 (эт.)

- Повторите вопрос задачи. (Сколько этажей в сосед-нем доме?)

- Скажите ответ на этот вопрос задачи (8 этажей в соседнем доме).

- Запишем  ответ задачи.

Ответ: 8 этажей.

- А если бы в условии было сказано, что в соседнем доме на 3 этажа меньше, изменилось бы решение задачи? Как?

- Найдите на странице 34 задачу № 4.

- Прочитайте задачу про себя.

- Теперь прочитай (прошу ученика) задачу вслух для всего класса.

- Запишем в тетради краткую запись к этой задачи.

- Сколько вопросов у этой задачи? (один)

- Какой? (сколько деревянных домов на улице?)

- Можем ли мы ответить на вопрос этой задачи? (да)

- Как? (из 10 вычесть 3)

- Хорошо давайте запишем решение.

- А теперь самостоятельно разберите №5.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Посмотрите на экран и скажите, что можно купить на 10 рублей?


Умение решать простые задачи и оформлять решение в тетради; повторение понятий «больше» , «меньше»; умение арифметически находить большее и меньшее число.

 

регулятивные:
–умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
–участие в коллективном обсуждении.

коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать и понимать речь других

 

5. Домашнее задание

Запишите домашнее задание,№6-7 на стр.35

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Обобщение

- С какой темой мы познакомились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу таким образом: у вас на столе лежат 3 кружочка. Красный, жёлтый, зелёный. Поднимите вверх тот кружок, который вы считаете нужным.

- Красный - если высчитаете что, я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов.



 

регулятивные:
–высказывание своего предположения;
познавательные:
–нахождение ответов на вопросы;
–осуществление анализа и синтеза;
–установление причинно-следственных связей;
–построение рассуждения;
коммуникативные:
–умение оформлять свои мысли в устной или письменной форме;
–высказывание и обоснование своей точки зрения;
–выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.