Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Ануфриева, Носова

УМК: Школа России

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок методологической направленности

Тема: Проект «Имена прилагательные в загадках»

Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме имя прилагательное с помощью создания проекта «Имена прилагательное в загадках».

Планируемые результаты:

Предметные:

Закрепят знания по теме имя прилагательное; научатся составлять проект.

Личностные:

Самоопределение; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Метапредметные:

регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; формулирование темы и цели урока; познавательные: наблюдение, анализ, сравнение языковых явлений, выявление закономерностей, установление признаков; коммуникативные: научатся творчески работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

– Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

 

личностные: самоопределение.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета:

Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам,

Числам и падежам.

Люблю детей внимательных.

Кто я?..(прилагательное).

-Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном?


 

 регулятивные:
– проговаривание последовательности действий на уроке;
– высказывание своего предположения (версии) и её проверка;
– осуществление познавательной и личностной рефлексии.
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения.
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Толстые и тонкие вопросы

-Прочитайте на доске слова: зелень, зелёный, зеленеть.

-Докажите, что только одно слово является именем прилагательным.

-Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные? (Чтобы украсить нашу речь).

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка).

- Ребята, кто это?

- К какому жанру можно отнести текст , который я прочитала? (Загадка).

- Сегодня рассмотрим роль прилагательных в загадках, подготовимся к выполнению проекта по теме «Имена прилагательные в загадках».

-Какую цель поставим перед собой?


 

регулятивные:
– прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик);
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Обобщение и систематизация знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Объяснение

- Загадка – это один из древнейших жанров устного народного творчества. Слово «загадка» произошло от слова «гадати», что в переводе со старославянского языка означает «думать, размышлять».

"Синквейн" - от французского слова "пять". Это нерифмованный рассказ, строящийся из пяти фраз.

Составление синквейна «Загадка».

1 – загадка

2 – интересная, познавательная(умная, весёлая…)

3 – отгадать, понять, узнать

4 – Загадка – жанр народного творчества.

5 - шарада, гимнастика ума.


 

регулятивные:
– последовательная реализация поставленной задачи;
– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
– извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
– сопоставление информации;
– использование извлеченной информации;
коммуникативные:
– участие в коллективном обсуждении.

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Синквейн

- А теперь я предлагаю вам синквейн – загадку, а вы угадаете, о чём идёт речь.


Дидактические материалы:

синквейн

 

Личностные: развитие сообразительности при выполнении задания

коммуникативные: научатся творчески работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме

4. Применение умений и знаний в новой ситуации

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- В загадках часто используются имена прилагательные. По признакам заданного предмета можно отгадать сам предмет.

- Давайте прочитаем первую загадку:

1.Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.(Мышь)

- Какие имена прилагательные помогают отгадать загадку? (Маленькие, серенькие, остренькие)

- Какие признаки заданного предмета они обозначают? (Размер, цвет, форму.)

- Спишите вторую загадку. Найдите и подчеркните прилагательные. Определите число, род (если возможно), падеж.

2.Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг. (снег)

- Давайте вспомним, секреты, по которым составляются загадки. (Первый секрет – предмет не называется. Второй секрет – назван другой похожий предмет. Третий секрет – названы важные признаки, особенности предмета).

-Поучимся составлять загадки. Как вы это будете делать?

-Что нужно для того, чтобы не только придумать загадку, но и затем суметь её интересно загадать другим ребятам?


 

 регулятивные:
– прогнозирование(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– нахождение ответов на вопросы;
– переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществление анализа и синтеза;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывание и обоснование своей точки зрения;
– выслушивание других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Практическая работа

Группы из 4 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а четыре – ещё лучше.

- Вы поработаете над составлением проекта. А что это такое?

ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ.

-Продуктом вашего проекта станет составленная загадка. В конце урока мы проведем конкурс загадок.

- Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).

Редактор, художник, докладчик, таймер.

-Давайте вспомним правила работы в группе.


 

 регулятивные:
–понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
–планировать свои действия;
–соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
познавательные:
–находить и выделять информацию, необходимую для выполнения заданий;
–устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
–инициативное сотрудничество учащихся друг с другом.

 

5. Контроль усвоения знаний

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Разброс мнений

Защита проектов групп. Конкурс загадок.

ПЛАН ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА

1)Расскажи, как вы работали над проектом. Прочитай загадку.

2)Вам понравилось работать? Что было трудным?

3)Кто был самым активным?


 

регулятивные:
–оценка совместно с учителем одноклассниками успешности результата своих действий, внесение коррективов;
познавательные:
– построение логической цепи рассуждений;
– развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
коммуникативные:
– развитие умения слушать и понимать других;
– развитие умения оформлять свои мысли в устной форме.

6. Домашнее задание

 - Ребята, вам представится такая возможность – поиграть в мудрецов. Вы сможете составить свои загадки, которых нет в книгах и проиллюстрировать их, а затем загадать их друг другу. Желаю вам успехов!

 

 

7. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Устный опрос

- Достигли ли вы цели?

- Что нового узнали? Чему вы научились?

- Понравился ли вам проект? Хотели бы участвовать ещё в проектах?



 регулятивные:
–пошаговый и итоговый контроль собственных действий;
познавательные:
–использование извлеченной информации;
–выбор наиболее эффективных способов решения проблемы;
–разграничение основной и второстепенной информации;
коммуникативные:
–формулирование мыслей в устной форме.