Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цель урока: 1. Познакомить с биографией и произведением-вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей. 2. Развивать умение выделять главное, проникать в глубину мыслей поэта; развивать навыки выразительного чтения. 3. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные:

-углубить знания о биографии А. С. Пушкина, -познакомить с новым произведением поэта,

Личностные:

проявлять любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии, иметь потребность к постоянному обогащению своего словаря: проявлять внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

Метапредметные:

регулятивные – научиться планировать свою деятельность при реализации проекта; познавательные – научиться понимать авторскую позицию и выражать собственные впечатления от прочитанного; находить нужную информацию в словарях, в том числе в конце учебника; коммуникативные – научиться сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

 

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: •«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.


Дидактические материалы:

А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

 -познакомиться с биографией А.С.Пушкина

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответов на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связи;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Рассматривание книги, картин, рисунков

- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.


 -уметь включаться в работу;

-уметь применять знания с прошлых занятий;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Комментированное чтение

- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?


 -уметь удерживать цель урока;

-уметь слушать учителя;

 

личностные:
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится .
Чахнет - сохнет.


 -научаться работать с дополнительными источниками;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– находить ответов на вопросы;
– осуществлять анализа и синтеза;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»


-уметь внимательно слушать;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находитье ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обоснование своей точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Работа с книгой

- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.


 -уметь анализировать;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализа и синтеза;
коммуникативные:
– задавать вопросы;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

5. Домашнее задание

 -Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?

-Понравилось оно вам? Чем?

-Кто ваш любимы герой?

-Оцените свою работу на уроке: зеленый кружок-отлично, желтый-средне, красный-плохо.

-Все молодцы! Спасибо за урок!


-уметь оценивать себя;

 

регулятивные:
– проговаривать последовательности действий на уроке;
– высказывать своего предположения (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответов на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обоснование своей точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.