Название ТКУ: Литературное чтение Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
УМК: Школа России
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Цель урока: Организовать на уроке вдумчивое восприятие басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Планируемые результаты:
Предметные:
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; - сформировать понятие о басне, о морали басни; - показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;
Личностные:
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Метапредметные:
Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать своё предположение. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Форма |
Ход урока |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
Личностные, метапредметные |
||
1. Организационный момент |
|||
- Ребята, у вас на партах лежат «Словарики настроения». Найдите имя прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор. |
-уметь настраиваться на работу; |
|
|
2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа - Ранее мы знакомились с творчеством Л. Н. Толстого. Читали рассказы, были, басни. Некоторые из них мы сейчас вспомним. Работа в парах. - Прочитайте отрывки, обсудите в парах и постарайтесь вспомнить, из какого они произведения. (Слайды с отрывками)
|
-уметь применять полученные знания; |
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Выборочное чтение -Попробуйте выполнить задание: Подумайте и скажите, какие из перечисленных произведений Л.Н. Толстого относятся к басням. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки басни. - Кто не нашёл басню? - В чём у вас затруднение? |
-уметь работать в парах; -уметь применять полученные знания; |
регулятивные: |
я а н ь л а у д и в и д н И |
Объяснение -Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки басни) -Правильно! Как только вы выведите признаки басни, вы сможете дать точный ответ на вопрос задания. - Искать ответ мы будем в произведении Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень». - Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цели и задачи урока. ЦЕЛЬ: научиться выделять признаки…… Задачи: - пополнить словарный запас с помощью ….. - познакомиться с …… - учиться раскрывать смысл …… |
-уметь применять полученные знания; -уметь обосновывать свой ответ; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Алгоритмизация В произведении нам встретятся новые слова, значение которых надо уточнить. Прочитайте слова в левой части карточки. Соедините их с определением в правой части так, чтобы получилось верное определение слова. Подле камня – возле. Проверте себя по словарю. - Какую задачу урока мы выполнили? - Какая следующая? |
-уметь ставить перед собой цели; |
Формируемые УУД: регулятивные: |
3. Совместное открытие знаний |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Словарная работа - Сейчас мы послушаем произведение «Как мужик убрал камень». При прослушивании мы будем помнить о цели нашего урока. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.) Учебники закрыты. Проверка первичного прослушивания - Понравилось ли вам произведение? - Что вас удивило? Ученики делятся впечатлением. |
-уметь работать с дополнительными источниками; |
регулятивные: |
4. Первичное закрепление нового |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Прослушивание грамзаписи Чтение текста про себя. Проблемный вопрос - Ребята, в учебнике написано, то мы прочитали басню. А похоже это произведение на рассказ? Чем? - А похоже это произведение на быль? (Возможно, событие было.) - Попробуем найти признаки басни в этом произведении. Воспользуемся подсказкой. Прочитайте определение басни. (Слайд) - Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ - В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.) - Попытаемся найти мораль в этой басне. Дидактические материалы: Иллюстрации Л.Н.Толстой Как мужик убрал камень Аудиозапись Л.Н.Толстой Как мужик убрал камень |
- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа Работа в группах. Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам. - Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части. |
-уметь находить выход из проблемной ситуации; |
регулятивные: |
я а в о п п у р Г |
Работа над заголовком Выборочное чтение 1 части. - Какие вопросы подготовили? - Назовите участников. - Какая стояла задача перед инженерами? Работа над 2 частью. - Какая стояла задача перед инженерами? - Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? - Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько? - Как озаглавим? (Спор) - Как решил эту задачу мужик? - Как вы представляете мужика? - Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный) - Рассмотрите иллюстрацию. - Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой? (Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. |
|
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Выборочное чтение
- Прочитайте пословицы. - Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни? 1) Сколько голов, столько умов. 2)Сила ломит всё, а ум силу. 3) Мало что хотеть, надо знать да уметь. 4) И сила уму уступает. 5) Каков мастер, такова и работа. 6) Недаром говорится, что дело мастера боится. |
-уметь пользоваться текстом произведения; - сформировать понятие о басне, о морали басни; - показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме; |
регулятивные: |
я а н ь л а т н о р Ф |
Соотнесение идеи произведения с пословицами - Ребята, какую задачу мы с вами ставили? -Какое произведение из тех, что мы вспоминали в начале урока, является басней? - Чему учат произведения Л.Н. Толстого? (Учат добру, уважению, честности. Голова без ума, что фонарь без свечи. – Лев Толстой) - Что нового вы сегодня открыли для себя? - Нужны ли сегодня басни? |
|
личностные: |
5. Домашнее задание |
|||
-Выразительное чтение басни. -Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них; |
|
|
|
6. Рефлексия |
|||
я а н ь л а т н о р Ф |
Беседа |
-уметь анализировать; - сформировать понятие о басне, о морали басни; |
регулятивные: |