Технологическая карта урока

 

Название ТКУ: Литературное чтение Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Урок «открытия нового знания»

Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Цель урока: Организовать на уроке вдумчивое восприятие басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

Планируемые результаты:

Предметные:

- изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; - сформировать понятие о басне, о морали басни; - показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

Личностные:

- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Метапредметные:

Регулятивные: - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по коллективно составленному плану; - оценивать правильность выполнения действия; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать своё предположение. Коммуникативные: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Форма

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные

1. Организационный момент

 - Ребята, у вас на партах лежат «Словарики настроения». Найдите имя прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

 -уметь настраиваться на работу;

 

2. Мотивация и актуализация знаний. Постановка проблемы

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

- Ранее мы знакомились с творчеством Л. Н. Толстого. Читали рассказы, были, басни. Некоторые из них мы сейчас вспомним.

Работа в парах.

- Прочитайте отрывки, обсудите в парах и постарайтесь вспомнить, из какого они произведения. (Слайды с отрывками)

  • «Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась» («Прыжок» быль)

  • «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям» («Лев и собачка» быль)

  • «Был мальчик. Звали его Филипп. Пошли раз ребята в школу». («Филиппок» быль)

  • «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек» басня)


 -уметь применять полученные знания;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Выборочное чтение

-Попробуйте выполнить задание: Подумайте и скажите, какие из перечисленных произведений Л.Н. Толстого относятся к басням. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки басни.

- Кто не нашёл басню?

- В чём у вас затруднение?


 -уметь работать в парах;

 -уметь применять полученные знания;

 

регулятивные:
– оценивать успешность своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– искать и выделять информацию;
– установливать причинно-следственных связи;
– доказательство;
коммуникативные:
– развивать умение слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
у
д
и
в
и
д
н
И

Объяснение

-Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки басни)

-Правильно! Как только вы выведите признаки басни, вы сможете дать точный ответ на вопрос задания.

- Искать ответ мы будем в произведении Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цели и задачи урока.

ЦЕЛЬ: научиться выделять признаки……

Задачи:

- пополнить словарный запас с помощью …..

- познакомиться с ……

- учиться раскрывать смысл ……


  -уметь применять полученные знания;

-уметь обосновывать свой ответ;

 

регулятивные:
–последовательно реализовывать поставленную задачу;
–определять последовательностиь промежуточных целей с учетом конечного результата;
познавательные:
–извлечение необходимой информации из объяснения учителя;
–выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы;
–сопоставлять информацию;
–использовать извлеченную информацию;
коммуникативные:
–участвовать в коллективном обсуждении.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Алгоритмизация

В произведении нам встретятся новые слова, значение которых надо уточнить. Прочитайте слова в левой части карточки. Соедините их с определением в правой части так, чтобы получилось верное определение слова.
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.

Подле камня – возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.

Проверте себя по словарю.

- Какую задачу урока мы выполнили?

- Какая следующая?


 -уметь ставить перед собой цели;

 

Формируемые УУД: регулятивные:
– планировать последовательность операций при выполнении заданий;
– контролировать и корректировать свою деятельность с учётом поставленной задачи;
познавательные:
– анализировать объекты окружающего мира;
– сравнивать объекты по различным признакам;
– устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами;
коммуникативные:
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– высказывать мотивированное, аргументированное суждение.

3. Совместное открытие знаний

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Словарная работа

- Сейчас мы послушаем произведение «Как мужик убрал камень». При прослушивании мы будем помнить о цели нашего урока.

(Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.) Учебники закрыты.

Проверка первичного прослушивания

- Понравилось ли вам произведение?

- Что вас удивило?

Ученики делятся впечатлением.


 -уметь работать с дополнительными источниками;

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связей;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

4. Первичное закрепление нового

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Прослушивание грамзаписи

Чтение текста про себя.

Проблемный вопрос

- Ребята, в учебнике написано, то мы прочитали басню. А похоже это произведение на рассказ? Чем?

- А похоже это произведение на быль? (Возможно, событие было.)

- Попробуем найти признаки басни в этом произведении. Воспользуемся подсказкой. Прочитайте определение басни. (Слайд)

- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ

- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

- Попытаемся найти мораль в этой басне.


Дидактические материалы:

Иллюстрации Л.Н.Толстой Как мужик убрал камень

Аудиозапись Л.Н.Толстой Как мужик убрал камень

 - изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;

 

регулятивные:
– определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
– прогнозировать(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик)
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать обосновывать точки зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа

Работа в группах. Учащиеся составляют вопросы и задают их другим группам.

- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части.


 -уметь находить выход из проблемной ситуации;

 

регулятивные:  
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать свое предположение (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственных связи;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
в
о
п
п
у
р
Г

Работа над заголовком

Выборочное чтение 1 части.

- Какие вопросы подготовили?
- Где происходит действие?

- Назовите участников.

- Какая стояла задача перед инженерами?
- Как озаглавили? (
Камень на площади).

Работа над 2 частью.

- Какая стояла задача перед инженерами?

- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
- Что предложил 1 инженер?
- Что предложил 2 инженер?

- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?

- Как озаглавим? (Спор)
3 часть.

- Как решил эту задачу мужик?
- Почему ему дали еще 100 руб.?

- Как вы представляете мужика?

- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)
- Как озаглавили эту часть. (
Хорошая выдумка)

- Рассмотрите иллюстрацию.
- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.
- В чём заключается главная мысль? Что хотел автор сказать?

- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)
- Мы доказали, что это басня?
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней.

(Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью).


 

 

регулятивные:
– учиться высказывать своё предположение (версию);
– учиться работать по предложенному учителем плану
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения
коммуникативные:
– умение оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Выборочное чтение

  1. Работа над пословицами 

- Прочитайте пословицы.

- Какие из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

1) Сколько голов, столько умов.

2)Сила ломит всё, а ум силу.

3) Мало что хотеть, надо знать да уметь.

4) И сила уму уступает.

5) Каков мастер, такова и работа.

6) Недаром говорится, что дело мастера боится.


 -уметь пользоваться текстом произведения;

- сформировать понятие о басне, о морали басни;

- показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме;

 

регулятивные:
– оценка успешности своего задания, признание ошибки;
познавательные:
– искать и выделять информацию;
– установливать причинно-следственные связи;
– доказательство;
коммуникативные:
– развивать умение слушать и понимать других.

 

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Соотнесение идеи произведения с пословицами

- Ребята, какую задачу мы с вами ставили?

-Какое произведение из тех, что мы вспоминали в начале урока, является басней?

- Чему учат произведения Л.Н. Толстого? (Учат добру, уважению, честности.

Голова без ума, что фонарь без свечи. – Лев Толстой)

- Что нового вы сегодня открыли для себя?

- Нужны ли сегодня басни?


 

 

личностные:
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
познавательные:
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные:
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

 

5. Домашнее задание

 -Выразительное чтение басни.

-Найти и прочитать другие басни Л.Н.Толстого; приготовить выразительное чтение одной из них;

 

 

6. Рефлексия

я
а
н
ь
л
а
т
н
о
р
Ф

Беседа


 -уметь анализировать;

- сформировать понятие о басне, о морали басни;


 

регулятивные:
– проговаривать последовательности действий на уроке;
– высказывать свое предположения (версии) и её проверка;
– работать по предложенному учителем или учащимися плану.
познавательные:
– находить ответы на вопросы;
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление плана, таблицы, схемы);
– осуществлять анализ и синтез;
– установливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
коммуникативные:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выслушивать других, попытки принимать иную точку зрения, умение быть готовым корректировать свою точку зрения.